Флаг России
Флаг Калининграда
Флаг Калининградской области

Музей Мирового океана

Время поездки: 8.05.2021

Навигация по странице

Предыдущую часть фотоотчёта о нашем путешествии читайте здесь: Форт №5Восьмой день нашей поездки в Калининград. Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III». Командный пункт генерала Отто Ляша.. А я продолжу свой рассказ. Восьмой день нашей поездки мы решили посвятить музею Мирового океана.

Музей Мирового океана в Калининграде был основан постановлением Правительства РСФСР в апреле 1990 года. Но первых посетителей музей принял лишь спустя пять лет, когда «Витязь» встал на вечную стоянку у причала набережной Петра Великого в самом центре Калининграда, став первым и главным экспонатом музея.

Вид на набережную Петра Великого и музей Мирового океана

Калининград. Вид на набережную Петра Великого и музей Мирового океана.

В музее Мирового океана создана набережная исторического флота, у причала которой ошвартованы: самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь» , единственная в стране подводная лодка-музей 641-го проекта на плаву Б-413 , единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», имеющее музейную экспозицию и единственное в стране рыболовное судно-музей «СРТ-129» . А в продолжении исторической набережной в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта на вечной стоянке пришвартован старейший в мире ледокол «Красин»Строительство этого ледокола для русского флота было начато в Англии в начале 1916 года. Прототипом ему стал первый в мире мощный арктический ледокол Ермак. Судно было спущено на воду 3 августа того же года, а 1 октября ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». 31 марта 1917 года на Святогоре был поднят флаг вспомогательных судов Императорского флота. Этот день принято считать днём рождения корабля. На протяжении нескольких десятилетий Святогор был самым мощным арктическим ледоколом в мире., с 2004 года так же являющийся филиалом музея Мирового океана.

Кстати, историко-культурные центры «Великое посольство» в Королевских воротахОдни из семи сохранившихся до наших дней городских ворот Кёнигсберга расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В XX веке, после сноса потерявших военное значений оборонительных сооружений города, Королевские ворота, как и многие другие ворота Кёнигсберга, превратились в отдельностоящее строение. Во время Второй мировой войны ворота были сильно повреждены при бомбардировках города, после чего долгое время не восстанавливались. и «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротахЕдинственные ворота в Кёнигсберге, которые вели не в город, а в крепость Фридрихсбург, основанную в 1657 году Великим курфюрстом Фридрихом Вильгельмом I. Во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях во время пребывания Великого русского посольства в Кёнигсберге в 1697 году русский царь Петр I изучал бомбардирское дело., которые мы посетили двумя днями ранее, так же являются филиалами музея Мирового океана. Кроме того, в Светлогорске на побережье Балтийского моря в здании театра эстрады «Янтарь-холл» в 2015 году открылся Морской выставочный центр, а в посёлке Заливино Калининградской области расположен являющийся с 2020 года филиалом музея исторический маяк Rinderort.

Планируя визит в музей Мирового океана, стоит заранее ознакомиться с расписанием работы объектов музея на его официальном сайте world-ocean.ru. К примеру, понедельник и вторник не самые лучшие дни для посещения этого музея, потому что в эти дни мало что открыто. В апреле 2021 года судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» и плавучий маяк «Ирбенский» вообще не принимали посетителей.

Подводная лодка Б-413

Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969 - 1990 годах лодка несла боевую службу в составе Северного флота, в 1990 году была переведена в состав Балтийского флота. В 1999 году субмарина была выведена из боевого состава Военно-морского флота России и передана музею Мирового океана. В 2000 году подводная лодка Б-413 отшвартовалась на вечную стоянку у причала исторической набережной в центре Калининграда, став музейным объектом.

Подводная лодка Б-413

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413.
Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413.

Река Преголя и Двухъярусный мост с палубы подводной лодки

Калининград. Музей Мирового океана. Река Преголя и Двухъярусный мост с палубы подводной лодки Б-413.

Подводная лодка проекта 641 разделялась переборками на семь отсеков: носовой торпедный, жилой отсек с кают-компанией, центральный пост, жилой отсек с камбузом, дизельный, электромоторный и кормовой торпедный. В отсеках субмарины расположена музейная экспозиция «Из истории подводного флота России». Лодка Б-413 является самым популярным экспонатом музея Мирового океана.

Носовой торпедный отсек

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Носовой торпедный отсек.

Переходной люк между отсеками

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Переходной люк между отсеками.

Каюта командира

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Каюта командира.

Офицерская кают-компания

Экипаж подводной лодки «Б-413» включал 80 человек: 13 офицеров, 11 мичманов, 16 старшин и 40 матросов. В кают-компании неспроста обращают на себя внимание мощные осветительные приборы над столом. При необходимости кают-компания легко превращалась в операционную.

Офицерская кают-компания

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Офицерская кают-компания.
Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Офицерская кают-компания.

Гальюн

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Гальюн.

Штурманская рубка

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Штурманская рубка.

Наш штурман

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Наш штурман.

Камбуз

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Камбуз.

Межотсечная переборка

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. Межотсечная переборка.

Кормовой торпедный отсек

Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413. В кормовом торпедном отсеке.
Калининград. Музей Мирового океана. Подводная лодка Б-413.

Начать свой осмотр экспонатов музея с подводной лодки мы решили благодаря совету продававшего билеты кассира. Она посоветовала идти на подлодку, пока народ не набежал, что мы и сделали. Осмотрев субмарину, мы отправились к главному объекту музейной набережной.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

История этого судна берёт своё начало в 1939 году, когда в Германии был спущен на воду грузопассажирский теплоход «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался фашистами в качестве военного транспортного судна. После войны теплоход по репарациям был передан Великобритании, но уже через полгода после пересмотра части репараций он под названием «Экватор» вошёл в состав торгового флота СССР.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».
Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».

В 1947 - 1949 годах судно было переоборудовано в научно-исследовательское судно Академии наук СССР, получив новое имя - «Витязь». «Витязь» стал первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. В течение тридцати лет с 1949 по 1979 год «Витязь» под флагом Академии Наук СССР совершил 65 научных рейсов, пройдя около 800 тысяч морских миль. На «Витязе» было сделано множество открытий в разных областях океанологии. В 1957 году именно с борта «Витязя» была измерена максимальная глубина Марианской впадины и всего Мирового океана, составляющая 11 022 метров.

На палубе судна «Витязь»

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».
Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».

Старый железнодорожный мост

Мост был построен в Кёнигсберге в середине XIX века, став первым поворотным мостом в городе. Мост утратил свое значение после возведения в 1929 году Двухъярусного моста ниже по течению реки. Мост долгое время использовался в качестве резервного, но в 1996 году был частично разобран.

Старый железнодорожный мост

Калининград. Музей Мирового океана. Вид на старый железнодорожный мост с научно-исследовательского судна «Витязь».

В 1979 году возникла идея о создании музея на отслужившем свою карьеру «Витязе». Однако долгих одиннадцать лет судьба судна оставалась неопределённой. За это время оно практически полностью разрушилось. Окончательное решение о сохранения судна в качестве музея было принято лишь в 1992 году. После длительных ремонтных работ «Витязь» встал на вечную стоянку у причала музея Мирового океана. В 1994 году на его борту открылся музей.

Гирокомпасная

Одно из важнейших помещений судна, центральную часть которого занимает прибор, вырабатывающий курс судна в открытом океане. Расположенный вверху прибора гироскоп при любой качке всегда сохраняет неизменное горизонтальное положение. Любимица всей команды «Витязя», умная кошка Машка, которая всегда куда-то исчезала во время штормов, с удовольствием использовала законы физики в свою пользу, спасаясь в гирокомпасной от морской болезни.

Гирокомпасная

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь». Гирокомпасная.

Жилая каюта

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь». Жилая каюта.

Фонарная

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».

Это помещение специально оставили в том состоянии, в какое судно «Витязь» пришло после одиннадцати лет неопределённости.

Напоминание о временах неопределённости

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь».

Навигационная рубка

Калининград. Музей Мирового океана. Научно-исследовательское судно «Витязь». Навигационная рубка.

Наши девчонки

Калининград. Музей Мирового океана. На палубе научно-исследовательского судна «Витязь».

Младшая

Калининград. Музей Мирового океана. На палубе научно-исследовательского судна «Витязь».

Научно-исследовательское судно-музей действительно впечатляет. На его борту находится весьма интересная и масштабная экспозиция, рассказывающая далеко не только об истории судна. На осмотр «Витязя» стоит заложить побольше времени.

Экспозиции главного корпуса

Пока мы были на «Витязе», погода снова испортилась и мы решили переждать холодный дождь, осматривая внутренние экспозиции музея, расположенные в главном корпусе. Новый грандиозный корпус в форме огромного шара под названием «Планета Океан» в апреле 2021 года всё ещё находился в процессе строительства.

Экспозиция «Глубина»

Выставка знакомит посетителей с глубоководной техникой, оборудованием и приборами для изучения глубин. Но главными объектами этого зала являются глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1» и один из крупнейших в мире скелетов кашалота.

Кашалот ЮРА

Шестнадцатиметровый самец кашалота весом 63.6 тонны был добыт в Антарктике в последнем рейсе китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» китобойным судном «Способный» в 1975 году. С 2001 года скелет кашалота экспонируется в музее Мирового океана. В дань традиции давать имена самым ярким музейным экспонатам кашалот получил собственное имя - ЮРА.

Скелет кашалота

Калининград. Музей Мирового океана. Скелет кашалота.

Буксируемый подводный аппарат «Тетис»

Всего было построено шесть аппаратов этого типа. Задачей таких подводных аппаратов было наблюдение за промысловым скоплением рыб и работой орудий лова, фотосъемка морского дна и морских объектов.

Буксируемый подводный аппарат «Тетис»

Калининград. Музей Мирового океана. Буксируемый подводный аппарат «Тетис».
Калининград. Музей Мирового океана. Буксируемый подводный аппарат «Тетис».

Глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1»

Научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты «Мир», предназначенные для океанологических исследований и спасательных работ, были построены в Финляндии в 1987 году. Впервые аппараты «Мир» были использованы в 1991 году для съемок фильма на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3 800 метров. 2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007» с помощью ГОА «Мир» впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе. Аппараты «Мир» спустились на глубину 4 300 метров. На дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.

У глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1»

Калининград. Музей Мирового океана. У глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1».
Калининград. Музей Мирового океана. У глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1».

Экспозиция «Мир океана»

В Синем зале главного корпуса расположена небольшая экспозиция морских и пресноводных аквариумов, знакомящая посетителей с обитателями морей, рек и водоёмов.

Контролёр

Калининград. Музей Мирового океана. Экспозиция «Мир океана». Контролёр.

Пиранья обыкновенная (лат. Pygocentrus nattereri)

Калининград. Музей Мирового океана. Экспозиция «Мир океана». Пиранья обыкновенная.

Эксплораториум

На третьем этаже главного корпуса вниманию посетителей представлены разнообразные приборы и приспособления для исследований. Детям было интересно.

Эксплораториум

Калининград. Музей Мирового океана. Эксплораториум.
Калининград. Музей Мирового океана. Эксплораториум.
Калининград. Музей Мирового океана. Эксплораториум.

Венчает здание главного корпуса маяк с линзой Френеля, от которого открывается вид на набережную исторического флота и Кафедральный собор.

Линза Френеля

Калининград. Музей Мирового океана. Линза Френеля.

День упорно стремился к концу, но у нас оставался ещё один последний музейный объект, который мы планировали посетить. Как ни странно, но именно на небольшом рыболовном траулере мы с нашими девчонками застряли надолго.

Рыболовное судно СРТ-129

Средний рыболовный траулер «СРТ-129» был построен в Германии в 50-х годах прошлого столетия. В послевоенный период суда этого типа сыграли выдающуюся роль в развитии рыбной отрасли. На таких судах калининградские рыбаки впервые вышли в открытый океан и обнаружили новые районы промысла.

На рыболовном судне СРТ-129

Калининград. Музей Мирового океана. Рыболовное судно СРТ-129.
Калининград. Музей Мирового океана. Рыболовное судно СРТ-129.
Калининград. Музей Мирового океана. Рыболовное судно СРТ-129.

В 2007 году судно было включено в состав музея Мирового океана, став единственным музейным рыболовным судном в России. Созданная на борту судна экспозиция знакомит посетителей с историей рыбопромыслового флота России и рыболовного промысла Калининградской области.

Морские узлы

Калининград. Музей Мирового океана. Рыболовное судно СРТ-129.

Кают-компания

Наши девчонки сначала вязали узлы, а потом надолго зависли в просторной кают-компании с ключом Морзе, азбукой Морзе и блокнотом. Я уже думала, что мы никогда отсюда не уйдем. Посетителей на судне практически не было, если кто и заходил, то ненадолго. А мы отлично и весело провели здесь время.

В кают-компании рыболовного судна

Калининград. Музей Мирового океана. Рыболовное судно СРТ-129. Азбука Морзе в кают-компании.

Но всё же пришлось подняться обратно на палубу. Наверху младшие зачем-то сразу немного подрались, после чего мы вдруг попали в небольшую уютную столовую, где снова надолго зависли.

На палубе рыболовного судна СРТ-129

Калининград. Музей Мирового океана. На палубе рыболовного судна СРТ-129.
Калининград. Музей Мирового океана. На палубе рыболовного судна СРТ-129.

Столовая

Укулеле была сильно расстроена, но это совершенно никому не мешало. Всем просто было весело сидеть за столом вместе. И, конечно же, наши девчонки написали отзыв о замечательном судне-музее в огромной гостевой книге.

В столовой рыболовного судна СРТ-129

Калининград. Музей Мирового океана. В столовой рыболовного судна СРТ-129.
Калининград. Музей Мирового океана. В столовой рыболовного судна СРТ-129.
Калининград. Музей Мирового океана. В столовой рыболовного судна СРТ-129.

Меню 1955 года

Калининград. Музей Мирового океана. Меню в кают-компании рыболовного судна СРТ-129.

Остаток дня мы посвятили прогулке по городу. Снова не спеша прошлись мимо острова КантаОстров носит имя самого известного жителя Кёнигсберга - немецкого философа Иммануила Канта, покоящегося в профессорском склепе у стен Кафедрального собора. Во Время Второй мировой войны Кёнигсберский собор сильно пострадал, превратившись фактически в руины, и не был полностью снесён благодаря могиле Канта. и Рыбной деревниС Юбилейного моста открываются отличные виды на реку и Рыбную деревню. Строительство в исторической части города комплекса «Рыбная деревня» началось в 2006 году. Здания в стиле старых фахверковых немецких домов призваны воссоздать уничтоженную архитектуру довоенного Кёнигсберга. до приютивших нас апартаментов.

На этом я заканчиваю девятую часть своего рассказа. Продолжение читайте в следующей части День ПобедыДесятый день нашей поездки в Калининград. Парад Победы. Историко-художественный музей. Трёхмерная панорама «Кёнигсберг-45. Последний штурм». Музей Янтаря..

Все части фотоотчёта о нашей семейной поездке в Калининград на длинные майские праздники в 2021 году ищите здесь: Калининград на майскиеФотоотчёт о нашей семейной поездке в Калининград на длинные майские праздники..

Смотрите также другие фотоотчёты о наших путешествиях

Морской день
Музей Артиллерии
Крепкий Орешек
По музеям
Тула
Нижний Новгород
Зарайск
Коломна

Новые отзывы

03.11.2023 09:29   Тамара
16.10.2023 19:03   Эдуард
16.05.2022 15:19   Екатерина
03.02.2022 19:26   Тамара Брякова