Флаг Греции

Ущелье Саракина

Время поездки: 12.04.2015 - 13.04.2015

Не сидится нам дома, всё куда-то тянет в дали неизведанные. У нас была шенгенская виза и нам очень хотелось хоть куда-нибудь поехать. Выбор наш пал на остров Крит. Просто именно туда у Пегаса в апреле 2015 года были очень бюджетные предложения. Практически по цене авиабилетов мы купили тур на неделю в неплохой отель Mitsis Hotel Rinela Beach, работающий по системе «всё включено».

Купили и начали разрабатывать маршрут. Оказалось, что Крит - огромный остров и на нём много всего интересного. Хотелось увидеть всё, что за неделю нереально. На этапе планирования путешествия стало понятно, что на Крите логичнее было бы каждую ночь останавливаться в новом месте, но это выходило намного дороже и мы решили, что будем много ездить.

День первый

В путешествие на этот раз мы отправились втроем, оставив младших дома. Поначалу думали вдвоём рвануть, но старшей дочке очень хотелось с нами. Она любит такие путешествия. Вылетали авиакомпанией RoyalFlight из Домодедово рано утром. Рассвет над Москвой встречали на борту самолета.

Рассвет над Москвой

Рассвет над Москвой под крылом самолёта

Крит (греч. Κρήτη)

Крит является самым большим греческим островом и пятым по величине в Средиземном море. Протяженность береговой линии острова составляет 1066 километров. На Крите много разнообразных достопримечательностей на любой вкус. К тому же остров имеет развитую туристическую инфраструктуру, что позволяет ему быть одним из самых популярных европейских курортов. В древности Крит был центром минойской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2600-х по 1400-е годы до нашей эры и считающейся древнейшей в Европе. Если верить древнегреческим мифам, Крит является родиной Зевса - отца всех богов и людей.

Вот и он, остров Крит

Остров Крит под крылом самолёта

Время в Греции совпадает с московским, что было для нас неожиданностью. В Европе нам нравилось, что утро начинается на два часа позже, это было удобно. В аэропорту Ираклиона, наверное, весь наш самолет посадили в автобусы и сразу отвезли в отель. Видимо, Пегас решил взять числом, а не ценой, и заселить отель в начале сезона полностью. Очередь на ресепшн за ключами выстроилась огромная, но персонал отеля сработал чётко, разрулили всё быстро. Многие, несмотря на ранее утро, получили ключи сразу, остальным было предложено подождать один час. Мы отправились в бар перекусить сандвичами и мороженным в ожидании номера, а спустя час уже заселились и даже успели немного поспать перед обедом.

Mitsis Hotel Rinela Beach

Крит, отель Mitsis Hotel Rinela Beach

А рядом заброшенный отель

Крит, заброшенный отель

В первый день мы никуда не поехали. После ночного перелёта хотелось отдохнуть и нормально выспаться. Мы погуляли по территории отеля и прошлись по местным магазинам. Нам нужна была машина, поэтому и в ближайшие конторы по аренде авто зашли, но там предлагали совсем старые машины. А в отеле к стойке аренды автомобилей выстроилась огромная очередь. Похоже, в апреле все, как и мы, приехали путешествовать, а не на пляже лежать. Гид наш ничего дельного посоветовать не мог, просто отправил в очередь к стойке. В итоге мы решили взять машину через русскоязычный сайт, который нашли ещё в Москве. Там предлагались нормальные цены, договор на русском, страховка без франшизы и не требовался залог.

День второй

Утром машина уже ждала нас на парковке у отеля. Мы позавтракали и отправились покорять неизведанный пока ещё нами солнечный Крит.

Наша мотоколяска на критскую неделю

Наша прокатная машина на Крите

На первый день у нас было запланировано плато Лассити с Диктейской пещерой, в которой согласно древней мифологии родился сын Кроноса, отец всех богов и людей - Зевс. Но до заката солнца мы успели ещё попасть в небольшое ущелье Саракина и оно оказалось потрясающим. Это было первое наше критское ущелье и с тех пор мы влюбились в Крит с его разнообразными каньонами.

Плато Ласити (οροπδδιο λασιοου)

Самое большое обитаемое высокогорное плато в Греции находится на высоте 820 - 850 метров над уровнем моря за Диктийскими горами. Благодаря большим размерам равнины, со всех сторон окруженной горами, здесь создался идеальный для сельского хозяйства климат. Дорога к пещере Зевса идёт как раз вдоль плато Ласити. По пути мы остановились в симпатичном месте с обзорной площадкой, восстановленными мельницами, таверной и даже музеем Человека (GPS 35.215846, 25.460756).

На смотровой у музея Человека

Крит, обзорная площадка у музея Человека

Мельницы у музея Человека

Крит, мельницы у музея Человека

А для чего ещё ходить в музеи?

Когда-то плато Лассити было похоже на огромный луг с тысячами порхающих по нему белых бабочек. Такую картину создавали многочисленные ветряные мельницы с вертящимися белыми парусами, похожими на крылья бабочек. Долина мельниц была заселена с древних времен. Местные жители занимались на этих плодородных землях, со всех сторон защищенными горами, сельским хозяйством. Благодаря расположению, на плато почти всегда дуют ветра, поэтому уже в средние века здесь начали появляться мельницы, которые применялись для добычи воды, ведь водоносный слой на Ласити находится не глубоко.

Плато Ласити

В начале ХХ века на смену каменным ветряным мельницам пришли мельницы с металлическими каркасом. Ветряков в долине становилось всё больше и больше. Ко второй половине двадцатого столетия их было уже почти двенадцать тысяч! Плато приобрело популярность у туристов, его стали называть долиной тысяч мельниц. На старых фотографиях плато выглядит очень живописно.

Плато Лассити и на сегодняшний день продолжает быть важным сельскохозяйственным центром Крита. Но с приходом электроэнергии местные фермеры перешли на новые технологии орошения земли, а от ветряков остались лишь многочисленные ржавеющие скелеты, разброшенные по всей долине. Теперь это место не вызывает сходства с лугом порхающих белоснежных бабочек, но всё равно заслуживает посещения. Огромное плато посреди гор вызывает восхищение.

Диктейская пещера (Δικταῖον Ἄνδρον)

Пещера находится на северном склоне горного хребта Дикти над селом Психро на высоте 1024 метров над уровнем моря. Имеет несколько названий - Диктейская пещера, пещера Психро, а так же очень часто её называют пещерой Зевса, ведь таким названием куда проще привлечь туристов. Пещера Зевса является одной из самых популярных достопримечательностей Крита.

От парковки (GPS 35.16496, 25.44774) до пещеры нужно подняться вверх. Подъём протяженностью чуть меньше километра не показался нам сложным. За 10 евро можно доехать на ослике, но нам стало жалко и осликов, и 30 евро на троих, поэтому мы пошли пешком. Наверху за вход в пещеру с нас взяли 4 евро (по 2 евро с человека, детей до 18 лет в пещеру пускают бесплатно).

Диктейская пещера

Древнегреческие мифы рассказывают, что Кронос пожирал всех своих детей из-за страха быть свергнутым выросшим ребёнком. Богиня Рея, спасаясь от мужа, скрылась в Диктейских горах неподалеку от плато Лассити и родила в глубокой пещере Зевса. Кроносу же Рея отдала проглотить камень, завёрнутый в пелёнки. С конца XIX века пещеру Психро начали считать той самой пещерой, в которой родился сын Кроноса Зевс.

Раскопки в пещере велись с 1886 года. Найденные здесь вещи явно указывают на то, что пещера носила культовый характер на протяжении около двух тысяч лет. В настоящее время находки из Диктейской пещеры хранятся в Археологическом музее Ираклиона и Музее Ашмола в Оксфорде.

До заката ещё оставалось немного времени, поэтому мы решили поехать в ущелье Саракина, до которого от пещеры Зевса ехать около 60-ти километров по горным дорогам в противоположную от нашего отеля сторону. Каньон понравился мне по фоткам на этапе планирования путешествия. Ущелье короткое, но по отзывам пройти его целиком без специального снаряжения не получится.

Ущелье Саракина (Φαράγγι Σαρακίνας)

На парковку у ущелья (GPS 35.04785, 25.57905) мы приехали только в пятом часу вечера. Слишком поздно, поэтому времени у нас уже оставалось мало, но мы всё успели. А место потрясающее, мне бы хотелось сюда вернуться и пройти по ущелью дальше. В этот раз путь нам преградил завал с падающей с него водой, мы не смогли найти проход и решили вернуться.

Если верить мифам, сын бога Диаса, гигант Сарантапихос, решил испить холодной водицы из горной реки Криопотамос. Наклонившись, гигант рассёк своей длинной бородой гору, заслонявшую реку. Так и появилось в этом месте ущелье, получившее имя своего создателя. Ширина каньона колеблется от трёх до десяти метров, а высота скал достигает ста пятидесяти метров. По дну ущелья течёт практически никогда не пересыхающая река. Зимой уровень проточных вод поднимается и пересечение каньона становится невозможным.

Как я уже писала, по дну ущелья круглый год течёт речка. Так что пройти по ущелью, не замочив ноги, вряд ли получится. Мы были в трекинговых сандалиях, в них можно спокойно идти по приятно охлаждающей воде. В некоторых местах глубина реки доходила до колен, поэтому шорты оказались идеальным вариантом. Возможно, летом воды здесь меньше. Самое знаменитое ущелье Крита, Самарийское, вообще закрыто для туристов до мая как раз из-за непроходимости в связи с разливом реки. Идти приходилось то по воде, то по огромным валунам. Тропа помечена красными метками, лучше идти по ним: в скале прорублены выемки, чтоб было удобнее подниматься по скользким камням.

Вот в этом месте мы решили возвращаться. Не смогли найти прохода. Тут похоже есть два пути наверх, но по обоим вниз падает вода, а на одном ещё и дерево застряло.

В ущелье Саракина

Ущелье Саракина

Идём обратно тем же путём

Мы даже успели на ужин в отеле. На обед мы попали только в день прилёта, но на завтрак с ужином успевали почти каждый день. Нам понравилось всё в отеле. Завтраки были разнообразные. По вечерам мы заказывали себе в ресторане ланч-бокс, который включал в себя по бутылке воды на каждого, апельсин или яблоко и пару бутербродов. Особенно кстати была вода, хотя её всё равно приходилось докупать в такую жару. С погодой нам повезло, всю неделю сияло солнышко. Даже ни одного облачка за все дни мы не видели. Ещё на завтраке мы брали с собой в дорогу орешки и фрукты. Поэтому днём нигде не обедали обычно, нам хватало. Да и времени тратить не хотелось. Слишком много на Крите красивых мест, которые нам хотелось увидеть за эту неделю.

На этом я заканчиваю первую часть фотоотчёта о нашем маленьком апрельском путешествии по солнечному греческому острову. Продолжение читайте в фотоотчёте Ущелье АгиофарагоВторая часть фотоотчёта о нашем маленьком апрельском путешествии по солнечному греческому острову Крит. Кносский дворец, Гортина, ущелье Агиофараго..

Все части фотоотчёта и карту Крита с отмеченными местами, которые мы посетили в апреле 2015 года, ищите здесь: Крит в апрелеФотоотчёт о нашем маленьком апрельском путешествии по солнечному греческому острову Крит..