Флаг Греции

Нераидоколумпос

Время поездки: 8.05.2017

На этапе планирования нашего путешествия я, изучая карту Крита по гугл картам, наткнулась на совершенно фантастическое место с заковыристым названием Нераидоколумпос. Этот практически идеально круглый валун перекрывает проход по ущелью Хавгас. В интернете мне удалось найти информацию о Нераидоколумпосе лишь на одном сайте cretanbeaches.com. Странно, ведь по описанию ущелье простое для прохождения до перекрывшего его круглого валуна, а место, судя по фоткам, потрясающее. Путаница ещё возникает из-за того, что на Крите существует два совершенно разных ущелья, носящих одно имя - Хавгас. Ущелье Хавгас с Нераидоколумпосом расположено на плато Лассити и является единственным крупным каньоном в этом месте. Увидев фотки Нераидоколумпоса и прочитав, что путь до него не доставит трудностей и возможен без альпинистского снаряжения, мы уже не могли не попробовать добраться до этого уникального места.

Плато Лассити (греч. Οροπέδιο Λασιθίου)

От нашего отеля до входа в каньон Хавгас 130 км, поэтому мы постарались выехать с утра пораньше. Ущелье выходит на плато Лассити, так что путь наш лежал через долину тысячи мельниц. Про плато Лассити я уже писала в фотоотчёте о нашем апрельском путешествии по Криту Крит в апрелеСамое большое обитаемое высокогорное плато в Греции находится на высоте 820 - 850 метров над уровнем моря за Диктийскими горами. Благодаря большим размерам равнины, со всех сторон окруженной горами, здесь создался идеальный для сельского хозяйства климат. Дорога к пещере Зевса идёт как раз вдоль плато Ласити.. Дорога вывела нас к заброшенным каменным ветряным мельницам, выстроенным в ряд на возвышенности. Осмотр этой достопримечательности не входил в наши планы, но не ехать же мимо такого впечатляющего места. Конечно мы остановились на парковке (GPS 35.20417, 25.45464) с чудесным видом на окружающий горный ландшафт.

Вид от парковки у старых мельниц

Вид на горы от парковки у старых мельниц

Заброшенные мельницы

Заброшенные мельницы на Крите

Самое большое обитаемое высокогорное плато в Греции расположено на высоте 820 - 850 метров над уровнем моря за Диктийскими горами. Благодаря расположению на огромной равнине протяженностью около десяти километров, со всех сторон окруженной горами, здесь создался идеальный для сельского хозяйства климат. Долина была заселена с древних времен. Уже в средние века на плато начали появляться мельницы, которые применялись для добычи воды, ведь водоносный слой на Лассити находится совсем не глубоко. В начале ХХ века на смену каменным ветряным мельницам пришли мельницы с металлическими каркасом. Ветряков в долине становилось всё больше и больше. Ко второй половине двадцатого столетия их было уже почти двенадцать тысяч. Плато приобрело популярность у туристов, его стали называть долиной тысячи мельниц.

Внутри старой мельницы

Старая мельница

Заброшенная мельница на Крите
Заброшенные мельницы на Крите

Сверху от старых мельниц открывается живописный вид на плато Лассити. Сейчас его уже не назовешь долиной тысячи мельниц, и оно давно не похоже на огромный горный луг с порхающими по нему белыми бабочками, но всё же это место заслуживает посещения. А мельницы местные жители стали понемногу восстанавливать для привлечения туристов.

Плато Лассити

Когда-то такие ветряки были раскиданы по долине тысячами, и они все работали, напоминая издалека огромных белых бабочек, летающих над долиной.

Ветряк на плато Лассити

Мельница на плато Лассити

Осмотрев заброшенные каменные мельницы, мы отправились дальше по дороге, огибающей высокогорное плато. И вот тут наш навигатор завёл нас в какие-то дебри непроходимые. Проклятый IGO, я до сих пор не понимаю, с чего вдруг он решил привести нас к ущелью с другой стороны. Ведь есть нормальная дорога с парковкой (GPS 35.1653, 25.52353) у входа в ущелье. Когда по дну машины начала скрести почему-то очень жесткая колючая трава, а по бокам - такие же агрессивные ветки кустов, мы поняли, что дальше ехать не стоит. К тому же по карте было видно, что до входа в ущелье не больше трёхсот метров, а дорога к нему идёт с другой стороны высохшего русла реки. IGO же предлагал ехать до входа в ущелье ещё несколько километров полями, непроходимыми для обычных автомобилей. Мы решили оставить машину (GPS 35.1671317, 25.5236073) и дальше идти пешком. Всё-таки надо всегда держать навигаторы под контролем и заранее изучать предлагаемые ими маршруты.

На дорогах Крита

Ущелье Хавгас (греч. Φαράγγι Χαυγά Οροπεδίου)

Протяженность ущелья Хавгас немногим больше трёх километров, а до застрявшего между двумя отвесными скалами круглого валуна Нераидоколумпос около двух километров, если идти вверх по ущелью от его выхода (GPS 35.16438, 25.52525). Выше Нераидоколумпоса проход без альпинистского снаряжения невозможен. Круглый валун закрывает путь по ущелью. Примерные координаты верхнего входа в ущелье GPS 35.15421, 25.53952. Судя по описанию, сверху до Нераидоколумпоса тоже можно дойти, но мы выбрали путь снизу, считающийся более простым и распространенным.

Ущелье Хавгас

Балканский полоз (лат. Hierophis gemonensis)

Практически в самом начале маршрута нам повстречалась шустрая красивая змея. Как мы выяснили позже, это была очень распространенная на Крите разновидность ужа. Балканский полоз или попросту - Критская змея. Греческое название змеи Δενδρογαλιά происходит от слов дерево (δέντρο) и кошка (γαλήгали). Критские змеи ловкие, как кошки, и они отлично умеют лазить по деревьям.

Балканский полоз

Балканский полоз в ущелье Хавгас

От входа в каньон тропа вьётся то по одному краю высохшего русла реки, то по другому. Постепенно проход между скал сужается, и тропа уже идёт по дну ущелья. Вперёд пробираться приходится, карабкаясь по валунам да камням. Чем дальше вверх по руслу реки, тем ближе к друг другу сдвигаются скалы. Кстати, если верить путеводителю cretanbeaches.com, река Хавгас, несущая свои воды по одноименному ущелью, полноводна многие месяцы года, что затрудняет проход по ущелью в зимний период.

В ущелье Хавгас

А вот и первый завал, который при первом рассмотрении кажется непроходимым. Однако тропа через препятствие нашлась быстро, и его преодоление не составило для нас сложности.

Дальше на нашем пути встречались ещё завалы за завалами, и мы уже начали думать, что никакого застрявшего между двух скал круглого валуна мы не найдём, и что интернет врёт. Тем более иностранные туристы, возвращавшиеся обратно, сказали нам, что через десять минут тупик, дальше прохода нет. Но пока все встречавшиеся нам тупики оказывались преодолимыми, и мы всё карабкались и карабкались вверх по каменным валунам.

Вот в этом месте нам стало немного грустно. Никакого уникального места с плохо выговариваемым названием Нераидоколумпос нигде видно не было, как и возможного прохода к нему. Если только вплавь. И наши сомнения в том, а есть ли на Крите вообще этот Нераидоколумпос, ведь о нём совсем мало информации в интернете, начали перерастать в уверенность.

В ущелье Хавгас

Пока я раздумывала над нашими дальнейшими действиями, пытаясь принять непростое решение о возвращении, не достигнув цели, муж мой куда-то полез по этим, с виду непроходимым без специального снаряжения, скалам. И вдруг мы услышали откуда-то сверху его голос: да вот же он, твой булыжник!!!

Это было круто. Мы всё-таки нашли Нераидоколумпос!!! Оказывается, в этих скалах много выемок, за которые можно зацепиться, что значительно упрощает передвижение по ним. Так что мы перебрались на другую сторону каменного завала без особых трудностей и даже не намочив ног. Дети с нами не пошли. Им уже никуда не хотелось, да и нам дальнейший путь казался опасным для них. Оставили их отдыхать и есть апельсины, которые нам щедро выдавали в отеле вместо обеда в ланч-боксах. На этом фото с последнего преодолимого препятствия (GPS 35.15105, 25.53125) видно наших, отказавшихся лезть с нами, детей.

Нераидоколумпос (греч. Νεραϊδοκόλυμπος)

Удивительны творения природы. Интересно, что означает это сложно запоминающееся название «Нераидоколумпос». Наверное, когда-то здесь резвились великаны, играя огромными камнями, и один из валунов случайно застрял между скалами. Потрясающее место.

Нераидоколумпос

Пожалуй, это место стало для меня самым потрясающим на Крите. На коротенькое вроде бы ущелье у нас ушло немало времени. Мы не любим спешить в путешествиях, часто останавливаемся, особенно я с фотоаппаратом. В ущелье Хавгас мы почти никого из людей не видели. Буквально несколько иностранцев встретились на нашем пути, но все они уже возвращались обратно. И я не знаю, дошли ли они до Нераидоколумпоса. Мы пытались их об этом спрашивать, но из ответов было непонятно дошли или нет. Возможно, они просто прогуливались по ущелью, которое само по себе очень красивое. У самого Нераидоколумпоса мы были абсолютно одни, что ещё больше усиливало впечатление нереальности происходящего. Но как бы не хотелось, всегда приходится возвращаться. Обратный путь никаких трудностей у нас не вызвал, все завалы и тропы через них нам уже были знакомы. И мы, похоже, были последними посетителями каньона в тот майский день.

Ущелье Хавгас

На дорогах Крита

Не для баранов

На этом я заканчиваю шестую часть своего фотоотчёта о нашем небольшом автопутешествии по солнечному острову в мае 2017 года. Продолжение читайте в фотоотчёте Бухта ПревелиВ седьмой части фотоотчёта о нашем семейном путешествии по солнечному греческому острову расскажу о посещении нами бухты Превели с её знаменитой пальмовой рощей, ущельем Фрати, сливающемся с ущельем Курталиотико, а так же о нашей поездке на пляжи Аммуди..

Все части рассказа и карту Крита с отмеченными местами, которые мы посетили в мае 2017 года, ищите здесь: Крит за 13 днейКозьими тропами всей семьей или две майские недели на Крите. Фотоотчёт о нашем семейном автопутешествии по солнечному греческому острову Крит..