Флаг России
Флаг Республики Адыгея

Долина аммонитов

Время поездки: 6.01.2023

Предыдущую часть моего фотоотчёта о нашем новогоднем автопутешествии из Москвы в Адыгею ищите здесь: Гранитный каньонЧетвёртый наш день в Адыгее. Старые печи каменоломни Меот, Гранитный каньон, комплекс «Гузерипль» Кавказского биосферного заповедника. Шестая часть фотоотчёта о нашем автопутешествии из Москвы в Адыгею на новогодние каникулы., я же продолжу свой рассказ. Наступил предпоследний день нашего зимнего автопутешествия. Серое плотно затянутое облаками небо вместе с полным отсутствием снега навевало грусть. Хотелось хоть немного солнца, но прогноз ко второй половине дня и вовсе обещал нам дождь.

Вечером мы планировали заселиться в забронированные нами заранее апартаменты на хуторе Гуамка Краснодарского края. Главным объектом в нашем списке местных достопримечательностей было расположенное рядом с Гуамкой живописное Гуамское ущелье. Можно сказать, что ради него мы и поездку затеяли. При планировании маршрута мы решили оставить Гуамку на последний день, так получалось удобнее.

От Каменномостского до Гуамки около двадцати километров по прямой, поэтому при разработке маршрута кажется, что Гуамское ущелье вообще рядом. Вот оно, рукой подать. Но по автомобильной дороге ехать до него придётся больше ста километров, сделав крюк практически через Майкоп. Хозяин нашего гостевого дома в Каменномостском сказал, что летом нас бы отвезли на внедорожнике в Гуамку, зимой вряд ли. Зато с его слов дорогу до Гуамки собираются строить. Будет классно, если построят.

Мы долго не могли решить, ехать ли в Гуамку сразу с утра. Не хотелось терять дневное время на дорогу, а в окрестностях Каменномостского оставалось немало интересных маршрутов, на которые мы не ходили. Но мерзкая погода всё портила. Гулять по горам под дождём совсем не хотелось. В итоге мы решили сразу ехать в Гуамку, заскочив по пути в расположенную прямо у дороги Долину аммонитов.

Долина аммонитов

От Каменномостского до Долины аммонитов (GPS 44.360987, 40.194690) не больше десяти километров по автомобильно дороге в сторону Майкопа. Эта долина реки БелойРека Белая на Северном Кавказе является самым мощным левым притоком реки Кубань. Свое начало Белая берёт в Адыгее на Главном хребте Большого Кавказа на высоте около 2300 метров над уровнем моря и протекает по территориям Республики Адыгея и Краснодарского края, являясь зачастую естественной границей этих регионов. В верхнем течении Белая представляет собой горную реку, проходя на своём пути несколько ущелий. Все ущелья реки Белой находятся в Майкопском районе Республики Адыгея. широко известна благодаря раковинам вымерших головоногих моллюсков, которыми буквально усыпаны берега реки. Место никак не оборудовано, но, как по мне, это здорово. В январе мы бродили среди окаменевших аммонитов в одиночестве.

Долина аммонитов в Адыгее

Аммониты (лат. Ammonoidea)

Головоногие моллюски аммониты обитали на нашей планете больше двухсот миллионов лет во времена, когда на Кавказе бушевали воды древнего океана Тетис. Аммониты полностью вымерли примерно 66 миллионов лет назад во время мел-палеогенового вымирания. Виды аммонитов разительно отличались по размерам. Некоторые из них могли достигать в диаметре двух метров, другие были не больше сантиметра. За миллионы лет раковины погибших моллюсков превратились в каменные шары. И этими шарами усыпана Долина аммонитов. Некоторые шары срослись между собой по несколько штук. Смотрится весьма необычно.

Окаменевшие аммониты

Окаменевшие аммониты в долине аммонитов в Адыгее

Свое название моллюски получили ещё в первом веке нашей эры по имени древнеегипетского бога солнца Амона, у которого были рога овна, завивающиеся в такие же спирали, как раковины окаменевших моллюсков. Своеобразные по форме ископаемые раковины на протяжении веков считали магическими. Некоторые и по сей день верят в их чудодейственные и целебные свойства.

Следы аммонитов

Следы аммонитов на камне в долине аммонитов в Адыгее

Внутри таких камней и прячутся аммониты

Окаменевшие аммониты в долине аммонитов в Адыгее

Среди каменных шаров можно найти немало расколотых. Наверное, для охотников за аммонитам они оказались не особо ценными, но слишком тяжёлыми. Окаменелости из долины аммонитов можно увидеть в музеях Адыгеи. Например, в частном музее Сад камнейМузей совсем небольшой, но коллекции аммонитов и камней собраны интересные. в Каменномостском.

Разбитый аммонит

Разбитый аммонит в долине аммонитов в Адыгее

Быть может, кому-то долина аммонитов покажется скучной достопримечательностью, но для меня она стала самым впечатляющим местом в Адыгее. Пусть в музее аммониты более красивые и ценные, но ходить по дну древнего океана среди древних окаменелостей намного интереснее.

В долине аммонитов

Следы аммонитов на камне в долине аммонитов в Адыгее

Ну это я и ископаемый аммонит

Разбитый аммонит в долине аммонитов в Адыгее

Мы думали, заскочим в долину аммонитов на минутку, а провели там больше часа. Несмотря на мерзкую холодную погоду, мне как-то совсем не хотелось уезжать. И тут мы поняли, что приедем в Гуамку ближе к концу короткого зимнего дня, никуда там уже не успеем, а вроде как жаль терять время, когда вокруг столько интересного. В общем, в последний момент мы забили на обещанный прогнозом дождь, развернулись и поехали обратно, чтобы сходить уже к скале Молоток, тропа на которую начинается прямо у приютивших нас на пять ночей в Каменномостском апартаментов, ключи от которых мы сдали утром. Вечно у нас не получается всё чётко распланировать заранее.

Маршрут на Молоток

Тропа к скале Молоток начинается от западной окраины поселка Каменномостский. Мы бросили машину где-то на деревенской улице, обозначенной на картах как Западный переулок, за речкой Аминовка (GPS 44.294434, 40.162611). Тем январским днём в этих местах было совсем безлюдно, так что даже спросить, куда идти на Молоток, было не у кого, но благодаря мобильным картам мы не заблудились.

Наш маршрут на Молоток

На тропе на Молоток

На тропе на Молоток в Каменномостком

Скала Молоток

До Молотка (GPS 44.2959164N, 40.1455678E) от Западного переулка идти чуть больше полутора километров по несложной, но в непогоду местами скользкой тропе, с перепадом высот около двухсот метров. На подходе к Молотку мы встретили возвращающихся оттуда маму с маленьким мальчиком, который с воодушевлением пытался рассказать нам, какого классного коня он видел.

Вдали уж виден Молоток

Скала Молоток в Каменномостком

Подойдя к останцу ближе, мы поняли, что мальчик был прав. На коня скала похоже куда больше, чем на молоток. Хотя скорее это и вовсе окаменевший дракон. Наверняка давным давно добрый молодец сражался с ящуром, спасая свою красавицу невесту, и победил его, обратив каким-нибудь магическим образом в камень. Пора уже местным гидам придумать такую легенду для туристов и переименовать скалу.

Дракон он, а не Молоток!

У Молотка

Скала Молоток в Каменномостком

Живописные скалы у Молотка образуют естественный навес над головой. Здесь можно прятаться от дождя. Но нам пока везло, обещанный прогнозом дождь не спешил начаться.

С младшей дочкой

Над Молотком

Молоток сверху

Окно в Европу

Меньше, чем в ста метрах от Молотка, находится скальная арка со странным названием Окно в Европу (GPS 44.2963186N, 40.1450850E). Говорят, что местные называют эту скалу Телевизором.

Скала Окно в Европу в Каменномостком

Ну это я в Телевизоре

На Телевизоре

Каньон Космодром

От скальной арки до каньона Космодром (GPS 44.2972450N, 40.1418869E) меньше четырёхсот метров по идущей по лесу вдоль обрыва тропе. Каньоном Космодром фактически заканчивается коротенькое ущелье ручья, берущего свое начало в полукилометре выше и впадающего ниже через восемьсот метров в речку Аминовку. Кстати, перепад высот на пути ручья длиною немногим большим километра превышает двести метров. В ущелье ручей образует два небольших водопада, которые в сухое время года полностью пересыхают. Сама теснина представляет собой окруженную высокими скалами круглую чашу, схожую с ракетной шахтой, за что и получила своё имя.

Каньон Космодром в Каменномостком

Спуститься в ущелье к верху каньона Космодром можно вдоль первого водопада. В январе ручей существовал, но выглядел весьма скудным.

Спуск к Космодрому

Водопад у каньона Космодром в Каменномостком

К краю шахты Космодрома можно подойти почти вплотную. Ручей здесь вяло стекает вниз по краю обрыва прямо из под ног. Спуститься на дно каньона Космодром без специального снаряжения не получится.

Каньон Космодром

Каньон Космодром в Каменномостком

Над водопадом

Над шахтой Космодромома

После каньона тропа ещё метров на сто-двести идёт среди леса поверху второго борта каньона. Ничего особенного на ней нет, но не дойти до конца мы не могли. На фото ниже видна стена ущелья со скалой Молоток вдали. Где-то там и Окно в Европу. А слева в круто изгибающимся тупике скал находится каньон Космодром.

Над ущельем у теснины Космодром

Над каньоном Космодром в Каменномостком

В лесу над Космодромом

Грибы на дереве

На обратном пути дождь всё же зарядил, прогноз погоды снова не ошибся. Мы изрядно промокли под моросящим мерзким зимним дождём, пока возвращались по мокрым скользким лесным тропам к машине. Зато на маршруте нас совершенно добровольно сопровождал местный милый гид, чтобы мы случайно не заблудились в лесу на разветвлении многочисленных тропинок.

Под зимним дождём с проводником

Над каньоном Космодром в Каменномостком

До Гуамки мы в тот день так и не доехали. Пришлось кардинально менять наши планы и отменять забронированные апартаменты. Нам уже оставалось совсем немного до Гуамки, но где-то перед Майкопом у нас сломалась машина. Пришлось ехать в автосервис. Нам очень повезло, что это случилось совсем рядом со столицей Адыгеи, а не где-нибудь в горах. В Майкопе мы застряли почти на сутки. В автосервисе не было нужных запчастей, а в праздничные дни никто не работал, поэтому искали нам их долго.

Я уже думала, что нам придётся тут сидеть до начала рабочей недели. Но нам снова повезло. Запчасти где-то отыскали. Спасибо сотрудникам сервиса, потратившим на нас выходной день. Вместо Гуамского ущелья мы гуляли по Майкопу. Но об этом я расскажу в последней частиПоследний день нашего автопутешествия из Москвы в Адыгею на новогодние каникулы. своего рассказа.

Все части фотоотчёта о нашем автопутешествии из Москвы в Адыгею на новогодние каникулы ищите здесь: Зимой в АдыгеюФотоотчёт о нашем маленьком автопутешествии из Москвы в Адыгею на новогодние каникулы 2023 года..