Предыдущую часть фотоотчёта о нашей первой поездке на Сахалин ищите здесь: Мыс ВеликанО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине.. А я продолжу свой рассказ. Самым притягивающим для нас объектом на Сахалине был стоящий на краю труднодоступного мыса заброшенный японский маяк Анива. К маяку нет дорог. Зато до него можно дойти по морю. Всего-то сорок километров на резиновой лодке. Некоторые продвинутые туристы ходят на мыс Анива пешком, но нам такие походы точно не подходили. Мы заранее забронировали на Аниву индивидуальный тур через avito.ru, который так и не состоялся из-за слишком ветреной для выхода в море погоды.
Если честно, я думала, что не поедем мы уже на этот маяк. Не всегда же получается воплотить в жизнь все планы. И я вообще тогда не особо понимала, с чего мой муж с дочкой так туда хотят. «Мам, так это же прям как хижина посреди моря из-за Гарри Поттера, только маяк!» - говорила мне дочка. Но мне этот маяк таким не представлялся почему-то. И вот накануне вечером по пути с ВеликанаО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине. наш проводник сказал нам: «Прилететь на Сахалин и не сходить на Аниву? Идите с любым агентством, а лучший день я вам подскажу». После этих его слов не попасть на Аниву не представлялось возможным.
А ещё Альберт посоветовал приложение Windy.com с прогнозом силы ветра и его порывов. Если скорость ветра до 6 м/с, а порывы до 10 м/с - можно идти. Пока мы были на Сахалине, погода менялась постоянно. То солнце и холодно, то туман с дождём, но тепло, то тучи без дождя и ледяной ветер. На этот, уже седьмой наш день на Сахалине, нам снова обещали холодную пасмурную погоду. Зато по ветрам всё было не так уж и плохо. «Не идеально. Не хорошо и не плохо, но идти можно», - так сказал Альберт.
И мы решили больше не ждать у моря погоды. Пока мы ехали с ВеликанаО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине., муж написал в несколько туристических агентств. Кто-то не ходил на Аниву до понедельника из-за ветров. У кого-то то не было сразу четырех мест на нас. Ведь мы же искали вечером тур на утро. Но мы все же отправились на Аниву с туроператором «ПроСахалин».
Идём на Аниву
Прогноз не врал. Утро выдалось мрачным. Не знаю, что там было с ветрами в море, но наш выезд перенесли с шести утра на более позднее время. Ну хоть выспались. Экскурсию мы забронировали с трансфером. Решили, что так надежнее, чем ехать на своей машине. Хотя, если бы сами поехали, то на обратном пути могли бы ещё куда-нибудь заскочить. Потому что мне было немного обидно возвращаться в Южно-Сахалинск при свете дня. Ну да ладно. Выезжали мы от площади Победы, до которой дошли от нашего дома пешком, так как жили совсем рядом.
От Южно-Сахалинска до порта-ковша у села Новиково 120 км. Именно отсюда уходят лодки с туристами на маяк Анива. Когда-то в этом ковше грузили на морские суда уголь с новиковского угольного месторождения. Угольный разрез в Новиково был уникален благодаря наличию в угле редкого полуметалла германия. В 2006 году новиковский разрез окончательно перестал работать. Процветающий некогда посёлок угольщиков превратился в никому ненужное село с постоянно сокращающимся населением. А ведь в этих местах такая потрясающе красивая природа. Наверное, можно было бы неплохо зарабатывать на туристах, если создать здесь туристический хаб какой-нибудь.
Сразу скажу про нашу поездку с оператором «ПроСахалин». Всё прошло отлично. На берегу нам выдали спасательные жилеты и плащи. Плащи классные. Лодки оборудованы комфортными сидениями со спинками. Типа на таких легче по волнам скакать. Ну может быть. Мне не с чем сравнить. Для меня это был первый такой опыт. В нашей резиновой лодке, кроме нас четверых, было ещё два пассажира. И семеро во второй лодке, шедшей с нами. Мне же повезло сидеть впереди. Так что было вообще круто. От порта-ковша до маяка почти сорок километров. На лодке часа полтора примерно. Неплохая скорость, по-моему.
Погранзастава Южное
На берегу Анивского залива почти в тридцати километрах от маяка доживают свой век заброшенные японские постройки (GPS 46.251473, 143.408750). Во времена работы маяка при японцах здесь было поселение Сато, в котором жили сменные смотрители маяка. В советский период, вплоть до 93-го года, в этом месте действовала пограничная застава Южное. Немного южнее японских домов были построены новые здания из шлакоблока, а на сопке севернее посёлка - наблюдательная вышка. К домам вдоль побережья ведёт дорога, по которой сюда можно доехать на внедорожнике.
Залив Анива
Залив Анива расположен на юге Сахалина между Охотским и Японским морями и выходит в соединяющий эти моря пролив Лаперуза. С запада залив обрамляет Крильонский полуостров, с востока - Тонино-Анивский. На южной оконечности Тонино-Анивского полуострова и находится мыс Анива с одноименным маяком. Вдоль полуострова протянулся Тонино-Анивский горный хребет с горными вершинами, высшая из которых, гора Крузенштерна, имеет высоту 670 м.
Как я уже писала в прошлых частяхВ сентябре 1905 года часть Сахалина южнее пятидесятой широты была отдана Японии по результатам Русско-японской войны после заключения Портсмутского мира. В апреле 1920 года японские интервенты, воспользовавшись последствиями Октябрьской революции, захватили северную российскую часть острова. Таким образом японским стал весь Сахалин. Вернуть обратно Северный Сахалин Советскому Союзу удалось лишь в мае 1925 года после длительных советско-японских переговоров в Пекине, завершившихся подписанием советско-японской конвенции. После Второй мировой войны в августе 1945 года Красная армия вернула нашей стране Южный Сахалин и все Курильские острова. своего отчёта, с 1905 по 1945 год южная часть острова Сахалин была японской. Японцы дали заливу имя участвовавшего в Русско-японской войне крейсера Титосэ. Мыс Анива и стоящий на его крайней точке маяк при японцах назывался Накасирэтоко. Имя Анива залив, мыс и маяк получили после возвращения Южного Сахалина России. Айнские слова «ан» и «ива» можно перевести как «находящийся среди гор».
По пути на маяк вдоль побережья в море впадает немало текущих с гор речек и ручьёв, образующих у берега моря водопады. Иногда по несколько рядом. Красиво.
Нерпы
Тюлени в морях, омывающих Сахалин, стали для меня самым потрясающим из всего увиденного на острове. Очень круто, что тут вот так у берега нерпы отдыхают. На Сахалине можно встретить сивучейВ Невельском музее мы узнали, что сивучи в Невельске появились в 1967 - 1968 годах, заселив построенный в 1920 - 1925 годах брекватер. В настоящее время прикрывающий Невельский порт волнолом имеет длину около четырёхсот метров и высоту до шести метров. Сивучи обычно приплывают сюда в январе-феврале и остаются до середины лета. В 2007 году волнолом превратился в мол, и у людей появилась возможность пройти к сивучам с берега, что привело к снижению популяции сивучей на брекватере. Для защиты лежбища в 2010 году была установлена закрывающая проход стена., морских котиков, кольчатых нерп и ларгу. И даже всех сразу на одном лежбище. На этой моей фотке, скорее всего, ларги (лат. Phoca larga).
Даже само плавание на резиновой лодке по морю к неприступному скалистому мысу ничуть не меньше впечатляет, чем маяк. Для меня, во всяком случае, это было так.
Маяк Анива
Самый труднодоступный маяк России возвышается на скале Сивучья, отделённой от мыса Анива небольшим проливом. Продолжающий собой скалу заброшенный маяк на маленьком неприступном острове смотрится потрясающее. На мой взгляд, это самый впечатляющий российский маяк. И одно из самых крутых мест нашей необъятной родины.
Проходящий мимо восточного мыса Анивского залива морской путь всегда считался тяжёлым из-за сложной береговой линии, сильных течений и частых туманов. Необходимость возведения маяка на мысе Анива возникла ещё в конце XIX века. Но долгое время идея строительства маяка в таком труднодоступном месте представлялась безрассудной. Лишь в 1937 году японский инженер Синобу Миура решился воплотить столь непростую идею в жизнь.
Возведение маяка на стоящей посреди моря скале заняло больше двух лет. Все материалы для строительства приходилось завозить по морю, которое в этих местах изобилует течениями и подводными камнями. На маленьком скалистом острове не было ни причала, ни места для хранения строительных грузов и конструкций. Здесь негде было жить рабочим. Даже источника воды на скале Сивучья нет.
Нижняя широкая часть маяка имеет в плане форму овала и занимает практически всю выступающую из моря скалу. В неё встроена железобетонная девятиэтажная башня высотой 31 м. Толщина стен шестиметровой в диаметре башни составляет 55 см.
Быть может, нам и повезло в тот день с пасмурной мерзкой погодой. Зачастую перед верёвкой на подъём к маяку выстраивается длинная очередь. Когда мы высадились на маленький неприступный остров, кроме наших двух лодок от «ПроСахалин», там больше не было никого. Немного позже появилась ещё компания с квадрокоптером, но их тоже было немного. На маяк нам дали один час. GPS координаты маяка Анива: 46.018896, 143.414102.
Честно говоря, я вообще не знала, что маяк доступен к осмотру. Как-то не хотелось тратить время на изучение экскурсии, а у мужа спросить не догадалась. Обычно маршрутами у нас занимаюсь я. Но это путешествие полностью подготовил муж. Поэтому Сахалин для меня был полон сюрпризов. Это прикольно.
В цокольном этаже маяка размещались цистерны с водой и топливом. На первом этаже располагались столовая с кухней и продовольственным складом. На втором этаже находилась радиорубка и аппаратная. Следующие три этажа башни были жилыми. Смотрители маяка служили сменами по четыре человека. После окончания смены они жили в посёлке СатоНа берегу Анивского залива почти в тридцати километрах от маяка доживают свой век заброшенные японские постройки (GPS 46.251473, 143.408750). Во времена работы маяка при японцах здесь было поселение Сато, в котором жили сменные смотрители маяка. В советский период, вплоть до 93-го года, в этом месте действовала пограничная застава Южное. Немного южнее японских домов были построены новые здания из шлакоблока, а на сопке севернее посёлка - наблюдательная вышка. . Из-за тяжёлых условий жизни и работы персонал маяка менялся полностью каждый год.
Сейчас на маяке царит разруха. Заброшенное здание постепенно разрушается. В сентябре здесь не было чаек. Говорят, эти шумные птицы облюбовали старый маяк и гнездятся на нём огромными колониями, периодически разгоняя беспокоящих их туристов.
В фонарном сооружении маяка первоначально был установлен светооптический аппарат третьего разряда. Свет маяка был виден на расстоянии больше тридцати километров. Пока маяк не оснастили электромотором, его смотрителям для запуска вращения осветительного прибора необходимо было каждые три часа заводить часовой механизм, поднимая гирю весом 270 кг.
Во время Второй мировой войны маяк не действовал. То есть при японцах он работал совсем недолго. Маяк был введён в действие в ноябре 1945 года после возвращения Южного Сахалина Советскому Союзу. В 1946 году на маяке была установлена сирена, слышимая на расстоянии 7.4 км. В 1947 году был установлен радиомаяк с дальностью действия 74 км. В общем, за долгие годы своей службы маяк не раз подвергался реконструкции с установкой нового оборудования и демонтажем старого.
В 1990 году маяк перевели в автоматический режим, оборудовав его радиоизотопными термоэлектрическими генераторами РИТЭГ. Маяк Анива превратился в атомный маяк и стал необитаемым. Но уже с 2006 года маяк Анива, признанный устаревшим, стоит заброшенным. Теперь здесь бывают лишь туристы да чайки. Хочется надеяться, что маяку не дадут полностью разрушиться под воздействием природных стихий и человека. Очень жаль терять такую интересную достопримечательность.
И всё же заброшенность придаёт этому месту некий антураж. Если к маяку построят дорогу, мост через пролив и лестницу на скале, он станет совсем другим и, по-моему, потеряет свою привлекательность.
Час пролетел слишком быстро. Как бы не хотелось задержаться, но пора было возвращаться в ожидавшую нас лодку и по домам. Ну чтобы не пропасть в этом загадочном месте посреди морских волн навсегда.
Мыс Мраморный, или Белый камень
Состоящий из мраморизированного известняка так называемый Белый камень (GPS 46.16081 143.41192) настолько выделяется на фоне окружающего пейзажа, что кажется здесь неуместным и непонятно откуда появившимся. Пляж у Белого камня пользуется популярностью у местных любителей природы. Наверх скалы можно подняться по заботливо привязанной кем-то верёвке. Но мы решили сделать остановку чуть дальше Мраморного мыса.