Флаг России
Флаг Сахалинской области

Анива

Время поездки: 23.09.2022

Предыдущую часть фотоотчёта о нашей первой поездке на Сахалин ищите здесь: Мыс ВеликанО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине.. А я продолжу свой рассказ. Самым притягивающим для нас объектом на Сахалине был стоящий на краю труднодоступного мыса заброшенный японский маяк Анива. К маяку нет дорог. Зато до него можно дойти по морю. Всего-то сорок километров на резиновой лодке. Некоторые продвинутые туристы ходят на мыс Анива пешком, но нам такие походы точно не подходили. Мы заранее забронировали на Аниву индивидуальный тур через avito.ru, который так и не состоялся из-за слишком ветреной для выхода в море погоды.

Если честно, я думала, что не поедем мы уже на этот маяк. Не всегда же получается воплотить в жизнь все планы. И я вообще тогда не особо понимала, с чего мой муж с дочкой так туда хотят. «Мам, так это же прям как хижина посреди моря из-за Гарри Поттера, только маяк!» - говорила мне дочка. Но мне этот маяк таким не представлялся почему-то. И вот накануне вечером по пути с ВеликанаО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине. наш проводник сказал нам: «Прилететь на Сахалин и не сходить на Аниву? Идите с любым агентством, а лучший день я вам подскажу». После этих его слов не попасть на Аниву не представлялось возможным.

А ещё Альберт посоветовал приложение Windy.com с прогнозом силы ветра и его порывов. Если скорость ветра до 6 м/с, а порывы до 10 м/с - можно идти. Пока мы были на Сахалине, погода менялась постоянно. То солнце и холодно, то туман с дождём, но тепло, то тучи без дождя и ледяной ветер. На этот, уже седьмой наш день на Сахалине, нам снова обещали холодную пасмурную погоду. Зато по ветрам всё было не так уж и плохо. «Не идеально. Не хорошо и не плохо, но идти можно», - так сказал Альберт.

И мы решили больше не ждать у моря погоды. Пока мы ехали с ВеликанаО нашей поездке на знаменитый мыс. Шестой наш день на Сахалине., муж написал в несколько туристических агентств. Кто-то не ходил на Аниву до понедельника из-за ветров. У кого-то то не было сразу четырех мест на нас. Ведь мы же искали вечером тур на утро. Но мы все же отправились на Аниву с туроператором «ПроСахалин».

Идём на Аниву

Прогноз не врал. Утро выдалось мрачным. Не знаю, что там было с ветрами в море, но наш выезд перенесли с шести утра на более позднее время. Ну хоть выспались. Экскурсию мы забронировали с трансфером. Решили, что так надежнее, чем ехать на своей машине. Хотя, если бы сами поехали, то на обратном пути могли бы ещё куда-нибудь заскочить. Потому что мне было немного обидно возвращаться в Южно-Сахалинск при свете дня. Ну да ладно. Выезжали мы от площади Победы, до которой дошли от нашего дома пешком, так как жили совсем рядом.

Площадь Победы

Площадь Победы в Южно-Сахалинске

От Южно-Сахалинска до порта-ковша у села Новиково 120 км. Именно отсюда уходят лодки с туристами на маяк Анива. Когда-то в этом ковше грузили на морские суда уголь с новиковского угольного месторождения. Угольный разрез в Новиково был уникален благодаря наличию в угле редкого полуметалла германия. В 2006 году новиковский разрез окончательно перестал работать. Процветающий некогда посёлок угольщиков превратился в никому ненужное село с постоянно сокращающимся населением. А ведь в этих местах такая потрясающе красивая природа. Наверное, можно было бы неплохо зарабатывать на туристах, если создать здесь туристический хаб какой-нибудь.

Заброшенный угольный ковш

Заброшенный угольный ковш у села Новиково на Сахалине.

Сразу скажу про нашу поездку с оператором «ПроСахалин». Всё прошло отлично. На берегу нам выдали спасательные жилеты и плащи. Плащи классные. Лодки оборудованы комфортными сидениями со спинками. Типа на таких легче по волнам скакать. Ну может быть. Мне не с чем сравнить. Для меня это был первый такой опыт. В нашей резиновой лодке, кроме нас четверых, было ещё два пассажира. И семеро во второй лодке, шедшей с нами. Мне же повезло сидеть впереди. Так что было вообще круто. От порта-ковша до маяка почти сорок километров. На лодке часа полтора примерно. Неплохая скорость, по-моему.

Наши девчонки

Погранзастава Южное

На берегу Анивского залива почти в тридцати километрах от маяка доживают свой век заброшенные японские постройки (GPS 46.251473, 143.408750). Во времена работы маяка при японцах здесь было поселение Сато, в котором жили сменные смотрители маяка. В советский период, вплоть до 93-го года, в этом месте действовала пограничная застава Южное. Немного южнее японских домов были построены новые здания из шлакоблока, а на сопке севернее посёлка - наблюдательная вышка. К домам вдоль побережья ведёт дорога, по которой сюда можно доехать на внедорожнике.

Остатки японского поселения Сато и погранзаставы Южное. Сахалин.

Старые японские дома

Залив Анива

Залив Анива расположен на юге Сахалина между Охотским и Японским морями и выходит в соединяющий эти моря пролив Лаперуза. С запада залив обрамляет Крильонский полуостров, с востока - Тонино-Анивский. На южной оконечности Тонино-Анивского полуострова и находится мыс Анива с одноименным маяком. Вдоль полуострова протянулся Тонино-Анивский горный хребет с горными вершинами, высшая из которых, гора Крузенштерна, имеет высоту 670 м.

Залив Анива, вид с моря на Тонино-Анивский горный хребет. Сахалин.

Как я уже писала в прошлых частяхВ сентябре 1905 года часть Сахалина южнее пятидесятой широты была отдана Японии по результатам Русско-японской войны после заключения Портсмутского мира. В апреле 1920 года японские интервенты, воспользовавшись последствиями Октябрьской революции, захватили северную российскую часть острова. Таким образом японским стал весь Сахалин. Вернуть обратно Северный Сахалин Советскому Союзу удалось лишь в мае 1925 года после длительных советско-японских переговоров в Пекине, завершившихся подписанием советско-японской конвенции. После Второй мировой войны в августе 1945 года Красная армия вернула нашей стране Южный Сахалин и все Курильские острова. своего отчёта, с 1905 по 1945 год южная часть острова Сахалин была японской. Японцы дали заливу имя участвовавшего в Русско-японской войне крейсера Титосэ. Мыс Анива и стоящий на его крайней точке маяк при японцах назывался Накасирэтоко. Имя Анива залив, мыс и маяк получили после возвращения Южного Сахалина России. Айнские слова «ан» и «ива» можно перевести как «находящийся среди гор».

Водопад какой-то

Залив Анива, вид с моря на Тонино-Анивский горный хребет и водопад. Сахалин.

По пути на маяк вдоль побережья в море впадает немало текущих с гор речек и ручьёв, образующих у берега моря водопады. Иногда по несколько рядом. Красиво.

Снова водопад

Нерпы

Тюлени в морях, омывающих Сахалин, стали для меня самым потрясающим из всего увиденного на острове. Очень круто, что тут вот так у берега нерпы отдыхают. На Сахалине можно встретить сивучейВ Невельском музее мы узнали, что сивучи в Невельске появились в 1967 - 1968 годах, заселив построенный в 1920 - 1925 годах брекватер. В настоящее время прикрывающий Невельский порт волнолом имеет длину около четырёхсот метров и высоту до шести метров. Сивучи обычно приплывают сюда в январе-феврале и остаются до середины лета. В 2007 году волнолом превратился в мол, и у людей появилась возможность пройти к сивучам с берега, что привело к снижению популяции сивучей на брекватере. Для защиты лежбища в 2010 году была установлена закрывающая проход стена., морских котиков, кольчатых нерп и ларгу. И даже всех сразу на одном лежбище. На этой моей фотке, скорее всего, ларги (лат. Phoca larga).

Нерпы у берега Тонино-Анивского полуострова в заливе Анива. Сахалин.

Даже само плавание на резиновой лодке по морю к неприступному скалистому мысу ничуть не меньше впечатляет, чем маяк. Для меня, во всяком случае, это было так.

Маяк Анива

Самый труднодоступный маяк России возвышается на скале Сивучья, отделённой от мыса Анива небольшим проливом. Продолжающий собой скалу заброшенный маяк на маленьком неприступном острове смотрится потрясающее. На мой взгляд, это самый впечатляющий российский маяк. И одно из самых крутых мест нашей необъятной родины.

Маяк Анива на Сахалине.

Проходящий мимо восточного мыса Анивского залива морской путь всегда считался тяжёлым из-за сложной береговой линии, сильных течений и частых туманов. Необходимость возведения маяка на мысе Анива возникла ещё в конце XIX века. Но долгое время идея строительства маяка в таком труднодоступном месте представлялась безрассудной. Лишь в 1937 году японский инженер Синобу Миура решился воплотить столь непростую идею в жизнь.

Маяк Анива

Возведение маяка на стоящей посреди моря скале заняло больше двух лет. Все материалы для строительства приходилось завозить по морю, которое в этих местах изобилует течениями и подводными камнями. На маленьком скалистом острове не было ни причала, ни места для хранения строительных грузов и конструкций. Здесь негде было жить рабочим. Даже источника воды на скале Сивучья нет.

Маяк Анива на Сахалине.

Нижняя широкая часть маяка имеет в плане форму овала и занимает практически всю выступающую из моря скалу. В неё встроена железобетонная девятиэтажная башня высотой 31 м. Толщина стен шестиметровой в диаметре башни составляет 55 см.

Неприступный

Маяк Анива на Сахалине.

Быть может, нам и повезло в тот день с пасмурной мерзкой погодой. Зачастую перед верёвкой на подъём к маяку выстраивается длинная очередь. Когда мы высадились на маленький неприступный остров, кроме наших двух лодок от «ПроСахалин», там больше не было никого. Немного позже появилась ещё компания с квадрокоптером, но их тоже было немного. На маяк нам дали один час. GPS координаты маяка Анива: 46.018896, 143.414102.

В заливе Анива у маяка

Резиновые лодки в заливе Анива у маяка Анива на Сахалине.

Честно говоря, я вообще не знала, что маяк доступен к осмотру. Как-то не хотелось тратить время на изучение экскурсии, а у мужа спросить не догадалась. Обычно маршрутами у нас занимаюсь я. Но это путешествие полностью подготовил муж. Поэтому Сахалин для меня был полон сюрпризов. Это прикольно.

Вверх к маяку

Подъём по скале на маяк Анива на Сахалине.

В цокольном этаже маяка размещались цистерны с водой и топливом. На первом этаже располагались столовая с кухней и продовольственным складом. На втором этаже находилась радиорубка и аппаратная. Следующие три этажа башни были жилыми. Смотрители маяка служили сменами по четыре человека. После окончания смены они жили в посёлке СатоНа берегу Анивского залива почти в тридцати километрах от маяка доживают свой век заброшенные японские постройки (GPS 46.251473, 143.408750). Во времена работы маяка при японцах здесь было поселение Сато, в котором жили сменные смотрители маяка. В советский период, вплоть до 93-го года, в этом месте действовала пограничная застава Южное. Немного южнее японских домов были построены новые здания из шлакоблока, а на сопке севернее посёлка - наблюдательная вышка. . Из-за тяжёлых условий жизни и работы персонал маяка менялся полностью каждый год.

На маяке Анива

На маяке Анива на Сахалине.

Сейчас на маяке царит разруха. Заброшенное здание постепенно разрушается. В сентябре здесь не было чаек. Говорят, эти шумные птицы облюбовали старый маяк и гнездятся на нём огромными колониями, периодически разгоняя беспокоящих их туристов.

Пролив между скалой Сивучья и мысом Анива

На маяке Анива на Сахалине. Пролив между скалой Сивучья и мысом Анива.
На маяке Анива на Сахалине. Внизу пролив между скалой Сивучья и мысом Анива.

Мыс Анива

На маяке Анива на Сахалине.

В фонарном сооружении маяка первоначально был установлен светооптический аппарат третьего разряда. Свет маяка был виден на расстоянии больше тридцати километров. Пока маяк не оснастили электромотором, его смотрителям для запуска вращения осветительного прибора необходимо было каждые три часа заводить часовой механизм, поднимая гирю весом 270 кг.

На маяке Анива

Фонарное сооружение

На маяке Анива на Сахалине. Фонарное сооружение.

Ну это я

На маяке Анива на Сахалине.

Во время Второй мировой войны маяк не действовал. То есть при японцах он работал совсем недолго. Маяк был введён в действие в ноябре 1945 года после возвращения Южного Сахалина Советскому Союзу. В 1946 году на маяке была установлена сирена, слышимая на расстоянии 7.4 км. В 1947 году был установлен радиомаяк с дальностью действия 74 км. В общем, за долгие годы своей службы маяк не раз подвергался реконструкции с установкой нового оборудования и демонтажем старого.

Внутри маяка

Внутри маяка Анива на Сахалине.

В 1990 году маяк перевели в автоматический режим, оборудовав его радиоизотопными термоэлектрическими генераторами РИТЭГ. Маяк Анива превратился в атомный маяк и стал необитаемым. Но уже с 2006 года маяк Анива, признанный устаревшим, стоит заброшенным. Теперь здесь бывают лишь туристы да чайки. Хочется надеяться, что маяку не дадут полностью разрушиться под воздействием природных стихий и человека. Очень жаль терять такую интересную достопримечательность.

На крыше овальной пристройки

И всё же заброшенность придаёт этому месту некий антураж. Если к маяку построят дорогу, мост через пролив и лестницу на скале, он станет совсем другим и, по-моему, потеряет свою привлекательность.

Внутри маяка

Внутри маяка Анива на Сахалине.

Час пролетел слишком быстро. Как бы не хотелось задержаться, но пора было возвращаться в ожидавшую нас лодку и по домам. Ну чтобы не пропасть в этом загадочном месте посреди морских волн навсегда.

На скале Сивучья у маяка Анива

На скале Сивучья у маяка Анива на Сахалине.

И снова залив Анива

Мыс Мраморный, или Белый камень

Состоящий из мраморизированного известняка так называемый Белый камень (GPS 46.16081 143.41192) настолько выделяется на фоне окружающего пейзажа, что кажется здесь неуместным и непонятно откуда появившимся. Пляж у Белого камня пользуется популярностью у местных любителей природы. Наверх скалы можно подняться по заботливо привязанной кем-то верёвке. Но мы решили сделать остановку чуть дальше Мраморного мыса.

Мыс Мраморный

Мыс Мраморный, или Белый камень. Залив Анива на Сахалине.

Водопад Гункан

На обратном пути мы остановились для отдыха примерно в километре от Белого камня на пляже у устья реки Смелая, образующей небольшой красивый водопад (GPS 46.168399, 143.419589). Как и другие речки Сахалина, от Смелой несло дохлой рыбой. Зато пока ещё живая рыба ходит по мелкой речушке ходуном. Интересно за ней понаблюдать. Но мне было не до рыбы. Меня ждали нерпы.

Водопад Гункан на реке Смелой у берега залива Анива на Сахалине.

Перекус у водопада

Нерпы

Хочется сказать спасибо нашему гиду, показавшему мне вдали в море у пляжа отдыхающих нерп. У меня было немного времени, чтобы успеть добежать до них и вернуться, но не сделать этого я не могла, конечно же. Поэтому я быстренько сфоткала водопад, перебралась через речку и отправилась к нерпам.

Лежбище нерп

Лежбище нерп недалеко от берега в заливе Анива на Сахалине.

Чем ближе я к ним подходила, тем меньше их оставалось на камнях. В итоге в воду попрыгали даже самые бесстрашные. И лишь торчащие из моря пугливые, но любопытные головы, продолжали наблюдать за моими передвижениями.

Самый смелый

Лежбище нерп недалеко от берега в заливе Анива на Сахалине.

Если у меня получилось правильно разобраться в тюленях, то на этой фотке слева Нерпа кольчатая (лат. Phoca hispida), а справа - Ларга, или пёстрая нерпа (лат. Phoca larga). А может быть, я ошибаюсь, не знаю. В музеях краеведческих я запуталась ещё сильнее с этими тюленями.

Нерпы в заливе Анива

Там на абсолютно пустом пляже с нерпами в море было здорово. Я одна, море и нерпы. Потрясающе. Уходить не хотелось. Но мне нужно было успеть вернуться к лодкам. Пришлось попрощаться с этими милыми животными. Мы с ними классно провели время.

Все разбежались

Нерпы в море недалеко от берега в заливе Анива на Сахалине.

Пляж и сбежавшие с камней нерпы в море

Пляж у водопада Гункан. Залив Анива на Сахалине.

Иду обратно к нашей стоянке у водопада

И снова угольный ковш

Заброшенный угольный ковш у села Новиково на Сахалине.

Как-то очень быстро пролетел день. Он стал для меня самым запоминающимся на Сахалине. Всё было очень круто. И морской путь, и загадочный маяк, и тем более нерпы в море. Здесь удивительные места. В этой поездке мне первый раз не хватило «пленки». Вечером пришлось доставать картридер с жёстким диском и полночи переписывать фотки. А дома совсем непросто было отобрать из огромной кучи фоток лучшие для отчёта.

А когда мы ехали обратно в Южно-Сахалинск, встретили на дороге бегущую навстречу лису. Водитель остановился, и я вышла её сфоткать. А их там две. Сидят и смотрят на меня. Жаль, что у меня снова не было времени, ведь меня ждал весь наш автобус.

Лисы

Лисы на обочине на Сахалине.
Лиса на обочине на Сахалине.

Южно-Сахалинск

Погода в Южно-Сахалинске внезапно оказалась тёплой и солнечной. Было как-то обидно, что мы так рано вернулись домой. Я предложила хотя бы по городу немного погулять. На самокатах покататься, например. Но мои меня не поддержали.

Подсолнухи

Подсолнухи в Южно-Сахалинске

На этом я заканчиваю седьмую часть своего рассказа о нашей первой поездке на Сахалин. Продолжение читайте в следующей части Южно-СахалинскМузейно-мемориальный комплекс «Победа». Восьмой наш день на Сахалине..

Все части фотоотчёта о первой нашей поездке на Сахалин ищите здесь: 11 дней на СахалинеНаше небольшое семейное путешествие в сентябре 2022 года, или фотоотчёт о первой нашей поездке на Сахалин..