Флаг России
Флаг Сахалинской области
Флаг Южно-Сахалинска

Немного о Сахалине

Время поездки: 18.09.2022

Навигация по странице

Первую часть фотоотчёта о нашей первой поездке на Сахалин ищите здесь: Летим на СахалинПервая часть фотоотчёта о нашей поездке на Сахалин.. А я продолжу. Первое наше утро на Сахалине встретило нас дождём и висящим над всем городом туманом. Мы посвятили этот день музеям Южно-Сахалинска. Ну а что ещё делать в столь противную погоду. Начать своё знакомство с Сахалином мы решили, конечно же, с Сахалинского краеведческого музея.

Про Сахалин

Первые русские экспедиции исследовали Сахалин уже в середине XVII века. Примерно тогда же на острове появились и японские экспедиции. В те времена Сахалин в основном населяли племена аборигенных народов айнов на юге острова и нивхов - на севере. Сахалин был провозглашен российским после основания в сентябре 1853 года Невельским Г. И. Муравьёвского военного поста на территории современного города Корсакова. Однако Сахалин на десятилетия стал предметом спора между Россией и Японией. В 1855 году остров Симодским договором был признан совместным владением Российской империи и Японии. Такое положение не устраивало обе стороны. В 1875 году по Санкт-Петербургскому договору Россия уступила Японии входившие в её состав Курильские острова, получив взамен Сахалин.

Изменение дальневосточных границ Российской империи в XVII - XIX веках

Карта изменения дальневосточных границ Российской империи в XVII - XIX веках.

В сентябре 1905 года часть Сахалина южнее пятидесятой широты была отдана Японии по результатам Русско-японской войны после заключения Портсмутского мира. В апреле 1920 года японские интервенты, воспользовавшись последствиями Октябрьской революции, захватили северную российскую часть острова. Таким образом японским стал весь Сахалин. Вернуть обратно Северный Сахалин Советскому Союзу удалось лишь в мае 1925 года после длительных советско-японских переговоров в Пекине, завершившихся подписанием советско-японской конвенции. После Второй мировой войны в августе 1945 года Красная армия вернула нашей стране Южный Сахалин и все Курильские острова.

Краеведческий музей

Сахалинский краеведческий музей основан в декабре 1896 года открытием в посту Александровском первого музея на Сахалине. В то время остров был огромной каторжной тюрьмой. Тем не менее уже тогда, благодаря трудам интеллигенции из ссыльных каторжан и администрации каторги, для музея были собраны ценнейшие экспонаты по этнографии, археологии, палеонтологии и другие. К сожалению, во времена японской оккупации Сахалина коллекции первого Сахалинского музея были безвозвратно утрачены.

Снова музей на Сахалине открыли в 1932 году уже в советском городе Александровск-Сахалинский, ставшим административным центром Северного Сахалина. На Южном Сахалине, принадлежавшем с 1905 по 1945 годы Японии, в 1937 году в городе Тоёхара губернаторства Карафуто японскими властями на пожертвования населения специально для музея естественной истории острова было построено здание в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан».

После освобождения Советской армией Южного Сахалина и Курильских островов японский музей был национализирован. В его здании в 1946 году открыли Областной краеведческий музей, в котором в первое время, до репатриации японцев, советские и японские сотрудники работали вместе. После закрытия в 1953 году Александровского музея всего его коллекции были переданы в Сахалинский областной краеведческий музей. Официальный сайт музея: sakhalinmuseum.ru.

На японском здании музея висит информационная табличка, сообщающая, что мы находимся у «Здания музея с каменными изваяниями львов», построенного в 1937 году как здание музея губернаторства Карафуто, и являющегося Памятником архитектуры и градостроительства, а также Объектом культурного наследия регионального значения, подлежащего государственной охране.

Здание музея с каменными изваяниями львов

Здание Сахалинского краеведческого музея с каменными изваяниями львов.

Экспозиции музея располагаются на трёх этажах здания со львами и посвящены разным периодам истории Сахалина и Курильских островов. Экспозиция цокольного этажа «История геологического развития Сахалина и Курильских островов» знакомит посетителей с геологическим развитием острова от поздней эпохи мелового периода до настоящего времени. В залах первого этажа располагаются экспозиции «Растительный и животный мир Сахалина и Курильских островов» и «Древние культуры. Коренные народы». Мне была очень интересна экспозиция, знакомящая с бытом и культурой коренных народов Сахалина и Курильских островов. Особенно впечатлила история и культура айнов. Залы второго этажа посвящены истории Сахалина и Курильских островов от их открытия и исследования, периода каторги на Сахалине, до Русско-японской войны и Второй мировой войны.

Как и во многих других российских музеях, в Сахалинском краеведческом музее тоже можно воспользоваться бесплатным гидом по музеям России Artefact ar.culture.ru. Правда, в него пока включены всего 40 экспонатов, притом все они без аудиогида. Может быть, когда-нибудь доделают нормально, было бы здорово. У нашей дочери в этом году в школе проект на год. Нужно выбрать музей и разработать по нему аудиогид на двух языках. Лучшие работы хотят использовать в музеях. Неплохо придумано.

Сахалинский динозавр (Nipponosaurus sachalinensis)

Окаменелый неполный скелет Ниппонозавра сахалинского был найден в 1934 году японцами на юге Сахалина при строительстве больницы в селении Каваками Танко, ставшем в 1947 году Синегорском. Это единственный скелет ископаемого динозавра, найденный в Сахалинской области. Других скелетов этого вида динозавров пока нигде не находили. Динозавр Nipponosaurus sachalinensis был назван по имени самого большого острова Японского архипелага - Ниппон. Данный вид динозавра относится к подсемейству Ламбеозаврин (лат. Lambeosaurinae) из семейства Гадрозавров (лат. Hadrosauridae). В Сахалинском краеведческом музее представлена реплика скелета сахалинского динозавра. Сам скелет хранится в музее Хоккайдского университета в городе Саппоро.

Сахалинский динозавр

Сахалинский динозавр в Сахалинском краеведческом музее.

Десмостилюс (лат. Desmostylus hesperus)

Десмостилюс относится к вымершему виду млекопитающих, обитавших на побережьях северной части Тихого океана 15.8 - 12 миллионов лет назад. Эти огромные, чем-то похожие на бегемотов животные, вели прибрежный образ жизни, неуклюже передвигались по суше, зато были отличными пловцами. Интересны зубы Десмостилюса, напоминающие стоящие вплотную столбики-колонны. Именно они отражены в названии этого вида млекопитающих. С греческого десма (δεσμά) переводится как связка, а стилос (στῦλος) - столб.

Десмостилюс

Скелет Десмостилюса в Сахалинском краеведческом музее.

Скелет выставленного в музее Десмостилюса был обнаружен в 1933 году на Сахалине к северо-западу от современного посёлка Смирных. Благодаря организованным профессором Хоккайдского университета экспедициям удалось найти все кости. Находка целого скелета Десмостилюса стала первой в мире. Окаменелости были вывезены в Японию. В Сахалинском музее представлена копия реконструированного скелета.

У скелета Десмостилюса

В Сахалинском краеведческом музее у скелета Десмостилюса.

Ископаемое насекомое в сахалинском янтаре

Ископаемое насекомое в сахалинском янтаре в Сахалинском краеведческом музее.

На благоустроенной территории музея расположена уличная экспозиция. Здесь можно увидеть реконструкции зимнего и летнего нивхских жилищ, медвежьего сруба, реконструкцию каторжной тюрьмы, орудия периода Русско-японской войны и Второй мировой войны, и даже японский лёгкий танк Тип 95 «Ха-го», подбитый советскими десантниками в 1945 году на острове Шумшу.

На территории музея

Сахалинский областной краеведческий музей.

Герб РСФСР

Герб РСФСР в Сахалинском краеведческом музее.

И я с младшими

Дальше в наших планах был музей Сахалинской железной дороги, конечно же. Любим мы железные дороги, всякие поезда с паровозами и прочую железнодорожную технику. Как правило, во всех городах, где бываем, железнодорожные музеи мы не пропускаем. Музей находится в Южно-Сахалинске недалеко от вокзала по адресу: улица Вокзальная, дом 14.

Музей истории Сахалинской железной дороги

Вроде бы по информации в интернете музей работает только по будням. Но мы приехали сюда в воскресенье. Решили убедиться и заодно узнать точное расписание. На входе нас встретил гостеприимный и общительный смотритель музея, поведавший нам немало интересного об истории железной дороги на Сахалине, о музейных экспозициях и о многом другом. Было классно.

Нереализованные грандиозные планы прошлого

В музее Сахалинской железной дороги.

Первые железнодорожные пути появились на острове ещё в конце XIX века. В то время железные дороги строили на угольных месторождениях для доставки угля и других грузов. Одной из таких дорог была узкоколейка между Александровским рудником и пристанью.

С 1905 года японцами за время их правления на Южном Сахалине была построена разветвленная узкоколейная железнодорожная сеть общей протяженностью более семисот километров. После вхождения в 1945 году южной части острова в состав СССР железные дороги Южного Сахалина были национализированы. В 2003 - 2020 годах на Сахалине проводились работы по перешивке железной дороги с японской колеи на русскую (с ширины колеи 1067 мм на 1520 мм). Несколько участков Сахалинской железной дороги были закрыты из-за экономической нецелесообразности их использования. Например, практически полностью заброшена железнодорожная линия на участке Холмск - Южно-Сахалинск. Сегодня на этой линии поезда ходят только от Холмска до Чёртова мостаСпустя всего около полутора километров от начала нашего пути у станции Чёртов мост, пройдя два тёмных тоннеля, мы выходим к главной достопримечательности этих мест. и от Южно-Сахалинска до станции Дальнее.

Карта-схема южной части Сахалина

Карта-схема южной части Сахалина в музее Сахалинской железной дороги.

Несмотря на то, что музей вроде бы небольшой, мы зависли здесь до вечера. И мы были единственными посетителями. Больше никто так и не пришёл. Кстати, вход в музей, состоящий из внутренней и уличной экспозиций, совершенно бесплатный.

Японский паровоз D51-4

Паровозы серии D51 строились для Японских Национальных железных дорог в 1936 - 1951 годах. Такие паровозы, оставленные на острове отступавшими японскими войсками, работали на Сахалинской железной дороге вплоть до 1979 года. Также в 1949 - 1950 годах по заказу СССР из Японии на Сахалин были привезены 30 новых паровозов этой серии. Один из этих паровозов, D51-22, стоит на постаменте у вокзала Южно-Сахалинск. Второй, построенный в 1949 году D51-4, в настоящее время представлен в музее истории Сахалинской железной дороги.

Японский паровоз D51-4

Японский паровоз D51-4 в музее Сахалинской железной дороги.
Японский паровоз D51-4 в музее Сахалинской железной дороги.

Сотрудник музея сообщил нам, что во всю открытую технику можно подниматься. И не забыл рассказать о японском паровозе, который он тоже открыл для посетителей. Естественно, мы залезли внутрь D51-4. И так долго там сидели-болтали, что наш смотритель забеспокоился, куда мы запропали.

Внутри паровоза D51-4

Внутри японского паровоза D51-4 в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри японского паровоза D51-4 в музее Сахалинской железной дороги.

Тепловоз ТГМ7-019

Из паровоза мы перебрались в стоящий рядом тепловоз серии ТГМ7. Там тоже было классно. Узкоколейный тепловоз ТГМ7-019 изготовлен в СССР в 1977 году. Всего в 1974 - 1983 годах для Сахалинской железной дороги было построено 48 тепловозов серии ТГМ7. Часть из них использовалась до 2019 года, когда закончились основные работы по перешивке колеи. Тепловоз серии ТГМ7 №19 был установлен в музее в 2020 году.

Тепловоз ТГМ7-019

Внутри тепловоза ТГМ7-019 в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри тепловоза ТГМ7-019 в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри тепловоза ТГМ7-019 в музее Сахалинской железной дороги.

Снегоочиститель «Вадзима»

Снегоочиститель «Вадзима» получил имя самого снежного места Японии, находящегося на севере острова Хонсю. Представленный в музее «Вадзима» был построен в Японии в 1939 году. Высота очищаемого им снега достигает 2.2 м. Зимы на юге Сахалина не суровые, но достаточно снежные. Без хорошей снегоуборочной техники на острове не обойтись.

Снегоочиститель «Вадзима»

Снегоочиститель «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.

Внутри снегоочистителя «Вадзима»

Внутри снегоочистителя «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри снегоочистителя «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.

Снегоочиститель «Паровой ротор»

«Паровой ротор» был изготовлен в Японии в 1936 году. Высота очищаемого им снега превышает два метра, а дальность его отбрасывания достигает двадцати метров. Снегоочиститель работал на Сахалине до 1995 года.

Снегоочиститель «Паровой ротор»

Снегоочиститель «Паровой ротор» в музее Сахалинской железной дороги.
В музее Сахалинской железной дороги.

Внутри снегоочистителя «Паровой ротор»

Внутри снегоочистителя «Паровой ротор» «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри снегоочистителя «Паровой ротор» «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.
Внутри снегоочистителя «Паровой ротор» «Вадзима» в музее Сахалинской железной дороги.

Машина путевая ремонтная подбивочная

Машина путевая ремонтная подбивочная в музее Сахалинской железной дороги.
Машина путевая ремонтная подбивочная в музее Сахалинской железной дороги.

Тепловоз ТУ7-015

Тепловоз ТУ7-015 в музее Сахалинской железной дороги.

В вагоне узкоклейки

В музее Сахалинской железной дороги.

Горнопроходческий щит

Горнопроходческий щит был построен в 1993 году специально для Сахалина. Комплекс использовался с 1994 по 2008 год для реконструкции двух тоннелей японской постройки под габарит «C» на железной дороге Холмск - Ильинск. Железнодорожный щит спроектирован так, что работы можно было проводить, не прерывая движение поездов.

Горнопроходческий щит

Горнопроходческий щит в музее Сахалинской железной дороги.

Несмотря на туман с то и дело грозящимся разразиться дождём, второй наш день на Сахалине выдался отличным. К тому же к концу дня все наконец-то проснулись и вернулись домой бодрыми и весёлыми. Вечер мы снова провели за семейным ужином и настольными играми.

На этом я заканчиваю вторую часть своего рассказа о нашей первой поездке на Сахалин. Продолжение читайте в следующей части Лягушка в туманеНерпы в море на пляже в Лесном. Пляж в Охотском. Скала-останец Лягушка. Третий наш день на Сахалине..

Все части фотоотчёта о первой нашей поездке на Сахалин ищите здесь: 11 дней на СахалинеНаше небольшое семейное путешествие в сентябре 2022 года, или фотоотчёт о первой нашей поездке на Сахалин..

Смотрите также другие фотоотчёты о наших путешествиях

Дербент
Балтийск
Форт XI Денхофф
Нововоронеж
«Город-призрак» и водопады
По музеям Кёнигсберга
Гоор и Кахиб
Один день в Мурманске

Новые отзывы

03.11.2023 09:29   Тамара
16.10.2023 19:03   Эдуард
16.05.2022 15:19   Екатерина
03.02.2022 19:26   Тамара Брякова