Музей Мирового океана в Калининграде был основан постановлением Правительства РСФСР в апреле 1990 года. Но первых посетителей музей принял лишь спустя пять лет, когда «Витязь» встал на вечную стоянку у причала набережной Петра Великого в самом центре Калининграда, став первым и главным экспонатом музея.
Вид на набережную Петра Великого и музей Мирового океана
Планируя визит в музей Мирового океана, стоит заранее ознакомиться с расписанием работы объектов музея на его официальном сайте world-ocean.ru. К примеру, понедельник и вторник не самые лучшие дни для посещения этого музея, потому что в эти дни мало что открыто. В апреле 2021 года судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» и плавучий маяк «Ирбенский» вообще не принимали посетителей.
Подводная лодка Б-413
Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969 - 1990 годах лодка несла боевую службу в составе Северного флота, в 1990 году была переведена в состав Балтийского флота. В 1999 году субмарина была выведена из боевого состава Военно-морского флота России и передана музею Мирового океана. В 2000 году подводная лодка Б-413 отшвартовалась на вечную стоянку у причала исторической набережной в центре Калининграда, став музейным объектом.
Подводная лодка Б-413
Река Преголя и Двухъярусный мост с палубы подводной лодки
Подводная лодка проекта 641 разделялась переборками на семь отсеков: носовой торпедный, жилой отсек с кают-компанией, центральный пост, жилой отсек с камбузом, дизельный, электромоторный и кормовой торпедный. В отсеках субмарины расположена музейная экспозиция «Из истории подводного флота России». Лодка Б-413 является самым популярным экспонатом музея Мирового океана.
Носовой торпедный отсек
Переходной люк между отсеками
Каюта командира
Офицерская кают-компания
Экипаж подводной лодки «Б-413» включал 80 человек: 13 офицеров, 11 мичманов, 16 старшин и 40 матросов. В кают-компании неспроста обращают на себя внимание мощные осветительные приборы над столом. При необходимости кают-компания легко превращалась в операционную.
Офицерская кают-компания
Гальюн
Штурманская рубка
Наш штурман
Камбуз
Межотсечная переборка
Кормовой торпедный отсек
Начать свой осмотр экспонатов музея с подводной лодки мы решили благодаря совету продававшего билеты кассира. Она посоветовала идти на подлодку, пока народ не набежал, что мы и сделали. Осмотрев субмарину, мы отправились к главному объекту музейной набережной.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
История этого судна берёт своё начало в 1939 году, когда в Германии был спущен на воду грузопассажирский теплоход «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался фашистами в качестве военного транспортного судна. После войны теплоход по репарациям был передан Великобритании, но уже через полгода после пересмотра части репараций он под названием «Экватор» вошёл в состав торгового флота СССР.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
В 1947 - 1949 годах судно было переоборудовано в научно-исследовательское судно Академии наук СССР, получив новое имя - «Витязь». «Витязь» стал первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. В течение тридцати лет с 1949 по 1979 год «Витязь» под флагом Академии Наук СССР совершил 65 научных рейсов, пройдя около 800 тысяч морских миль. На «Витязе» было сделано множество открытий в разных областях океанологии. В 1957 году именно с борта «Витязя» была измерена максимальная глубина Марианской впадины и всего Мирового океана, составляющая 11 022 метров.
На палубе судна «Витязь»
Старый железнодорожный мост
Мост был построен в Кёнигсберге в середине XIX века, став первым поворотным мостом в городе. Мост утратил свое значение после возведения в 1929 году Двухъярусного моста ниже по течению реки. Мост долгое время использовался в качестве резервного, но в 1996 году был частично разобран.
Старый железнодорожный мост
В 1979 году возникла идея о создании музея на отслужившем свою карьеру «Витязе». Однако долгих одиннадцать лет судьба судна оставалась неопределённой. За это время оно практически полностью разрушилось. Окончательное решение о сохранения судна в качестве музея было принято лишь в 1992 году. После длительных ремонтных работ «Витязь» встал на вечную стоянку у причала музея Мирового океана. В 1994 году на его борту открылся музей.
Гирокомпасная
Одно из важнейших помещений судна, центральную часть которого занимает прибор, вырабатывающий курс судна в открытом океане. Расположенный вверху прибора гироскоп при любой качке всегда сохраняет неизменное горизонтальное положение. Любимица всей команды «Витязя», умная кошка Машка, которая всегда куда-то исчезала во время штормов, с удовольствием использовала законы физики в свою пользу, спасаясь в гирокомпасной от морской болезни.
Гирокомпасная
Жилая каюта
Фонарная
Это помещение специально оставили в том состоянии, в какое судно «Витязь» пришло после одиннадцати лет неопределённости.
Напоминание о временах неопределённости
Навигационная рубка
Наши девчонки
Младшая
Научно-исследовательское судно-музей действительно впечатляет. На его борту находится весьма интересная и масштабная экспозиция, рассказывающая далеко не только об истории судна. На осмотр «Витязя» стоит заложить побольше времени.
Экспозиции главного корпуса
Пока мы были на «Витязе», погода снова испортилась и мы решили переждать холодный дождь, осматривая внутренние экспозиции музея, расположенные в главном корпусе. Новый грандиозный корпус в форме огромного шара под названием «Планета Океан» в апреле 2021 года всё ещё находился в процессе строительства.
Экспозиция «Глубина»
Выставка знакомит посетителей с глубоководной техникой, оборудованием и приборами для изучения глубин. Но главными объектами этого зала являются глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1» и один из крупнейших в мире скелетов кашалота.
Кашалот ЮРА
Шестнадцатиметровый самец кашалота весом 63.6 тонны был добыт в Антарктике в последнем рейсе китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» китобойным судном «Способный» в 1975 году. С 2001 года скелет кашалота экспонируется в музее Мирового океана. В дань традиции давать имена самым ярким музейным экспонатам кашалот получил собственное имя - ЮРА.
Скелет кашалота
Буксируемый подводный аппарат «Тетис»
Всего было построено шесть аппаратов этого типа. Задачей таких подводных аппаратов было наблюдение за промысловым скоплением рыб и работой орудий лова, фотосъемка морского дна и морских объектов.
Буксируемый подводный аппарат «Тетис»
Глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1»
Научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты «Мир», предназначенные для океанологических исследований и спасательных работ, были построены в Финляндии в 1987 году. Впервые аппараты «Мир» были использованы в 1991 году для съемок фильма на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3 800 метров. 2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007» с помощью ГОА «Мир» впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе. Аппараты «Мир» спустились на глубину 4 300 метров. На дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.
У глубоководного обитаемого аппарата «Мир-1»
Экспозиция «Мир океана»
В Синем зале главного корпуса расположена небольшая экспозиция морских и пресноводных аквариумов, знакомящая посетителей с обитателями морей, рек и водоёмов.
Контролёр
Пиранья обыкновенная
(лат. Pygocentrus nattereri)
Эксплораториум
На третьем этаже главного корпуса вниманию посетителей представлены разнообразные приборы и приспособления для исследований. Детям было интересно.
Эксплораториум
Венчает здание главного корпуса маяк с линзой Френеля, от которого открывается вид на набережную исторического флота и Кафедральный собор.
Линза Френеля
День упорно стремился к концу, но у нас оставался ещё один последний музейный объект, который мы планировали посетить. Как ни странно, но именно на небольшом рыболовном траулере мы с нашими девчонками застряли надолго.
Рыболовное судно СРТ-129
Средний рыболовный траулер «СРТ-129» был построен в Германии в 50-х годах прошлого столетия. В послевоенный период суда этого типа сыграли выдающуюся роль в развитии рыбной отрасли. На таких судах калининградские рыбаки впервые вышли в открытый океан и обнаружили новые районы промысла.
На рыболовном судне СРТ-129
В 2007 году судно было включено в состав музея Мирового океана, став единственным музейным рыболовным судном в России. Созданная на борту судна экспозиция знакомит посетителей с историей рыбопромыслового флота России и рыболовного промысла Калининградской области.
Морские узлы
Кают-компания
Наши девчонки сначала вязали узлы, а потом надолго зависли в просторной кают-компании с ключом Морзе, азбукой Морзе и блокнотом. Я уже думала, что мы никогда отсюда не уйдем. Посетителей на судне практически не было, если кто и заходил, то ненадолго. А мы отлично и весело провели здесь время.
В кают-компании рыболовного судна
Но всё же пришлось подняться обратно на палубу. Наверху младшие зачем-то сразу немного подрались, после чего мы вдруг попали в небольшую уютную столовую, где снова надолго зависли.
На палубе рыболовного судна СРТ-129
Столовая
Укулеле была сильно расстроена, но это совершенно никому не мешало. Всем просто было весело сидеть за столом вместе. И, конечно же, наши девчонки написали отзыв о замечательном судне-музее в огромной гостевой книге.