Город Балтийск разделён на две части Балтийским проливом, являющимся важным морским путём в Балтийское море из Калининграда. В связи с этим фактом попасть на сторону города, расположенную на Балтийской косе, возможно лишь по воде да по воздуху. Кассы Балтийской судоходной компании по продаже билетов на паром находятся в Балтийске напротив хостела Водолаз, где мы ночевали, рядом с кафе Палуба, где мы ужинали, по адресу: Морской бульвар, 2Б. Ознакомиться с актуальным расписанием и ценами на паром можно на официальном сайте перевозчика baltparom.ru.
Паромы на Балтийскую косу ходят не слишком часто, а точнее - раз в два часа. Мы на всякий случай приехали за полчаса до десятичасового рейса. Перед шлагбаумом уже стояли две машины, но билеты на паром нам продать отказались. Они ждали распоряжения сверху, потому что из-за непогоды рейс могли отменить. Сей нюанс необходимо учитывать при планировании путешествия, ведь изменчивая погода этих мест зачастую непредсказуема. Но нам повезло. Кто-то сверху отменил ливни с грозами и ураганами, и паром отправился в путь в назначенное время. Полупустой, надо сказать, желающих прокатиться до косы набралось немного.
Балтийск с парома
Погода, по сравнению с предыдущим днём, явно улучшилась. Вода с неба литься перестала и то хорошо. Но на пароме в полную силу ощущалось, почему наверху до последнего решали, состоится ли утренний рейс. Качало нас прилично.
Штормит
Неширокий Балтийский пролив паром преодолевает буквально за пять минут. Теперь нам оставалось надеяться на чудо, способное разогнать тучи и успокоить море, ведь вечером мы планировали заселиться в забронированные нами апартаменты в Калининграде. Да и застрять на Балтийской косе не очень-то хотелось. Первым покинувшим паром пассажиром был, конечно же, милый пёс, ожидавший открытия у аппарели.
В ожидании
На косе мы первым делом поехали на побережье Гданьского залива, где во времена Великой Отечественной войны располагались германские береговые зенитные батареи. Но от панорамной переправы Балтийская коса навигатор MAPS.ME почему-то повёл нас черти какими забытыми дорогами, а мы это не сразу поняли, так как в начале асфальт был вовсе неплохим.
И снова мы положились на навигатор, решивший непременно провести нас старыми лесными дорогами, чтоб в пути не скучали. Сначала дорога выглядела обманчиво приличной, но чем дальше в лес, тем уже и хуже она становилась. Нам захотелось было вернуться назад, но до съезда на нормальную дорогу оставалось пару километров, а ездить кругами желания не возникало.
На старой дороге
И вот уже в ста метрах от нас видна та самая нормальная дорога, в объезд которой увёл нас навигатор. Однако прям на съезде вдруг кончился асфальт. Вот прям совсем исчез внезапно. И мы засели намертво передними колесами в песке. Особенно левым колесом, оно там закопалось по уши.
Увязли в песке передним колесом
Пожалуй, это стало самым незабываемым приключением из всего нашего майского путешествия. Мы выбирались из песков сыпучих минут сорок. Пока муж пытался откопать увязший автомобиль, мы с младшей дочкой рыскали по лесу в поисках того, что можно сунуть под колёса. И много всякого нашли, между прочим. Например, огромные ржавые гильзы времён войны. Как позже выяснилось, они на косе раскиданы повсюду.
Старая гильза
Конечно, подкладывать гильзы под колёса муж не стал, ограничившись найденными кирпичами и крупными ветками деревьев. Нашим девчонкам очень понравилось вызволять машину из песочного плена. Все-таки такое с нами случилось впервые. Было весело.
Песочный плен
В тот самый момент, когда мы наконец-то спаслись из плена, нас заметил проезжавший мимо по хорошей дороге водитель на джипе. Он так ловко по песку подъехал к нам, что завидно стало. В общем, местный сказал, что мы такие не первые и он частенько здесь халтурит, ну а мы молодцы, раз смогли выбраться сами.
Выбрались
Во время поисков в лесу я проверила другие съезды на главную дорогу. Почему-то везде на съездах асфальта нет и ехать нужно по песку. Мы решили возвращаться обратно тем же путём по старой дороге.
Возвращаемся в большой мир
И ещё немного позитивного. За сорок минут нашего песочного плена тучи на небе разбежались и лучи тёплого солнца коснулись земли. Это было восхитительно.
Взлётно-посадочная полоса 05/32
Перед Второй мировой войной в песках косы Фрише Нерунг немцами был построен аэродром Нойтиф (нем. Neutief), от которого до наших дней остались ангары, административные и подсобные здания, гидрогавань и две бетонные взлетно-посадочные полосы длиной около километра, расположенные под углом 45° друг к другу. Обе взлётные полосы имели подогрев, препятствующий образованию льда. Такая двойная взлетно-посадочная полоса с обогревом значительно повышала боеспособность аэродрома. Самолёты могли взлетать отсюда при любых погодных условиях и любом направлении ветра.
Взлётно-посадочная полоса 05/32
В 90-х годах прошлого столетия авиабаза была заброшена. Одна из полос практически полностью поросла лесом. Зато вторая, удлиненная и расширенная в 50-х годах, пока ещё не полностью разрушена. Мы прокатились по ней на нашей машине.
На взлётной полосе
Маленькая фотосессия
У конца взлётно-посадочной полосы (GPS 54.606029, 19.854247) мы бросили машину и пошли гулять по песчаным дюнам вдоль морского побережья к руинам немецкой зенитной береговой батареи времён Второй мировой войны.
Десант на косу Фрише Нерунг
В апреле 1945 года в результате Восточно-Прусской операции советскими войсками были взяты города Кёнигсберг и Пиллау. Остатки пяти нацистских дивизий смогли переправиться через пролив Зее-Тиф (нем. See-Tief) на косу Фрише Нерунг (нем. Frische Nehrung). Численность германских войск на косе достигала тридцати пяти тысяч человек. В их распоряжении было около тридцати танков и штурмовых орудий, и более сорока батарей полевой и береговой артиллерии. Немецким командованием на косе была создана отлично оборудованная оборонительная система, призванная задержать наступление советских войск с сухопутного направления и не допустить высадки десанта как со стороны моря, так и со стороны залива Фришес Хафф (нем. Frisches Haff).
Со стороны моря на косе вдобавок к существовавшей уже береговой батарее «Граф Йорк» были оборудованы три новые мощные батареи: «Нойтиф», «Лемберг» и «Каддиг». На побережье в наиболее вероятных районах высадки десанта были созданы пункты с артиллерийскими орудиями, зенитными пулемётами и прожекторными установками. Поперёк косы также были оборудованы сильные оборонительные рубежи, подступы к которым прикрывались минными заграждениями и противотанковыми рвами. С севера косу защищали Западный форт и три Люнета. Географическое положение косы Фрише Нерунг и характер её местности играли на руку нацистам, сильно затрудняя наступление наших войск.
25 апреля 1945 года штурмом был взят Пиллау, а уже 26 апреля на косу Фрише Нерунг высадился советский десант. Ширина косы колеблется от 300 до 1800 метров, и на этой окруженной с двух сторон водой узкой полоске суши были сконцентрированы многотысячные силы немецких войск. Благодаря героизму наших десантников и отсутствию единого командования у фашисткой группировки войск, Красная армия шаг за шагом преодолевала умело организованную мощную оборону ожесточенно сопротивляющегося врага. Лишь 9 мая 1945 года после капитуляции нацистской Германии немецкие войска сложили оружие к ногам советских солдат. К 11 мая нашими войсками на косе было принято более двадцати тысяч солдат и офицеров капитулировавших фашистских войск, в их числе – три генерала. Тем не менее зачистка местности в этом районе продолжалась ещё до середины мая.
Зенитная батарея «Каддиг (нем. Kaddig)»
Даже спустя столько лет на Балтийской косе всё ещё остаются следы пронесшихся в этих потрясающе красивых местах кровопролитных боёв. Одни ржавые гильзы, раскиданные в белых песках повсюду, многое могут рассказать. Остатки германских укреплений можно встретить в разных местах косы. Береговая батарея «Граф Йорк» находилась на северном конце косы. Батарея «Нойтиф» была оборудована юго-западнее Нойтифа, ныне - посёлка Коса. Примерно в километре к юго-западу от батареи «Нойтиф» находилась зенитная батарея «Лемберг», а ещё в километре юго-западнее - последняя зенитная батарея «Каддиг». В районе расположения руин этой немецкой береговой батареи мы и решили прогуляться. Учитывая, что после войны на Балтийской косе дислоцировалась воинская часть, советских бункеров в этих местах тоже немало.
Командный пункт
Первое подземное бетонное сооружение, встретившееся на нашем пути. Судя по всему, бункер использовался нашими военными в советское время. Имеет два выхода наружу, то есть под землёй можно пройти его насквозь (GPS 54.605556, 19.852500).
Командный пункт
Долгая дорога в дюнах
Пограничная зона
Посреди леса стоит такой предупреждающий знак, но вокруг ни души. Нигде никаких ограждений и никому не нужны наши документы. Дорога свободна.
У знака пограничной зоны
Взорванный бункер
Бывший наблюдательный пункт, разрушенный взрывом (GPS 54.603113, 19.845701).
Взорванный бункер
Отголоски неспокойных времён
Балтийское побережье
Отдельный орудийный дворик
Неплохо сохранившаяся немецкая орудийная позиция (GPS 54.601986, 19.844384).
Руины зенитной батареи «Каддиг»
Вход в подземелье
Снова фотосессия
Песок или снег?
Потрясающие места. И мы были здесь в одиночестве, если не считать кружащих над нашими головами птичьих стай. Тишина и мирное спокойствие этих живописных мест ярко контрастируют с их кровавым прошлым, отголоски которого по сей день напоминают о жестокой войне.
Белые пески Балтийской косы
Позиция артиллерийской батареи «Каддиг»
Ещё одна сохранившаяся позиция береговой зенитной батареи «Каддиг» (GPS 54.60037, 19.84296).
Считается, что и Балтийская, и Куршская косы первоначально представляли собой цепь песчаных островов. На такую версию может указывать то, что Балтийская коса под воздействием штормовых волн не раз была прорезана в разных местах проливами. Проливы со временем под воздействием тех же природных сил засыпались песком, но на косе возникали новые. Последним образованным стихией судоходным проливом стал современный Балтийский пролив, отделивший в 1510 году косу Фрише Нерунг от Пиллауского полуострова.
На дюнах Балтийской косы
Полузасыпанный песком бункер
Недалеко от полузасыпанного бункера внизу валяются какие-то забытые бетонные блоки (GPS 54.599444, 19.841111). Мы спускаться к бункеру и блокам не стали, ограничившись видами сверху. Хоть и не хотелось, но пора уже было возвращаться.
Бетонные опоры в песках
Немецкий бункер
Похоже, здесь тоже что-то взорвали (GPS 54.600833, 19.843889)
Снова гильзы
На этот день у нас ещё оставалось немало планов. Немецкий аэродром, Старый Люнет и Западный форт входили в нашу программу минимум на косе. И надо было всё же успеть на паром, чтобы к вечеру вернуться на большую землю.
Аэродром «Нойтиф (нем. Neutief)» - «Коса»
До 1936 года на берегу залива Фришес Хафф (нем. Frisches Haff) располагался рыбачий посёлок Нойтиф (нем. Neutief), имя которого получил новый немецкий аэродром. В 1936 - 1937 годах после выселения всех жителей посёлка здесь началось строительство мощной авиабазы. Уже к концу 1939 года аэродром Нойтиф был сдан в эксплуатацию. По своему оснащению морская авиабаза на косе Фрише Нерунг стала одной из лучших в нацистской Германии.
26 апреля 1945 года был подписан приказ о формировании на авиабазе «Нойтиф» 17-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи. Инфраструктура авиабазы и посёлка, получивших новое имя - «Коса», были полностью восстановлены. В советское время на аэродроме базировались гидросамолеты «Каталина», позже летающие лодки «Чайка», самолеты-амфибии Бе-6 и Бе-12, истребители МиГ-15, а также другие самолёты. В 1950 - 1951 годах была произведена реконструкция летного поля. Одну из двух взлетно-посадочных полос удлинили до двух километров и расширили до шестидесяти метров. Однако в 1995 году военные лётчики покинули Балтийскую косу. Авиабаза была заброшена и нынче аэродром стоит никому не нужный, постепенно приходя в полное запустение.
Ангар №5
Является единственным на авиабазе ангаром, имеющим столь большой пролет без дополнительных опор. Его внутренние размеры составляют 73,5x45x9,5 метров. Напротив ангара №5 находится бетонированный спуск на воду для гидросамолетов.
Ангар для гидросамолетов №5
После войны ангар использовался для стоянки истребителей МиГ-15 и МиГ-17, а позже для хранения противолодочного оборудования самолетов. По бокам ангара расположены башни для установки зенитных орудий. GPS 54.621390, 19.874520.
Ангар для гидросамолетов №5
Подсобные помещения ангара №5
Виды со второго этажа ангара №5
Исследователи
Гидрогавань
Спуск для гидросамолетов
Ангары №4 и №3
До конца апреля 1945 года в ангарах базировались немецкие гидросамолёты. После войны ангары использовались для хранения и проведения регламентных работ советских гидросамолётов.
Ангары для гидросамолетов №4 и №3
Ангар №3, башня управления полётов и ангар №2
Ангар для гидросамолетов №2
Наиболее сохранившийся ангар из всех шести ангаров немецкого аэродрома. Рядом с ангаром возвышается башня управления полётами. Между ангаром и заливом расположена большая бетонированная предангарная площадка. GPS 54.625833, 19.885278.
Ангар для гидросамолетов №2
Внутренние размеры ангара позволяли разместить в нём до 24 гидросамолётов типа «Арадо-196». После 1945 года здесь располагалась технико-эксплуатационная часть.
Ангар для гидросамолетов №2
Подсобные помещения в задней части ангара №2
Весеннее
Новая жизнь аэродрома
Помним! Гордимся!
Затонувшая у берега гидрогавани баржа
Пирс гидрогавани
Балтийск, Балтийский пролив и Калининградский залив с пирса гидрогавани
Гидрогавань и ангар №3, башня управления полётов, ангар №2
Время неумолимо стремилось к закату, а мы так много ещё хотели успеть. Вернувшись к паромной переправе за несколько минут до отправления парома, мы обнаружили длинную очередь. Кстати, у местных преимущество, поэтому на паром выстраиваются две вереницы машин. Стало понятно, что нам на этот рейс впихнуться точно не получится, паром же не резиновый. До следующего парома оставалось ещё два часа, которые мы, конечно же, не стали терять даром. Кто-то даже сильно обрадовался, что нам не хватило места. Правда, встречу с хозяевами забронированных в Калининграде апартаментов пришлось перенести на более позднее время.
Старый Люнет
В 2017 году благодаря энтузиастам, активистам и местным жителям на территории Балтийской косы был создан парково-музейный комплекс «Старый Люнет». Музейные экспозиции рассказывают об истории Балтийской косы (нем. Frische Nehrung). Находится музей по адресу: г. Балтийск, Балтийская коса, ул. Морская Набережная, 7А. Официальный сайт музея oldlunet.ru. Вход в музей свободный. Внутри находится кафе и кинозал.
Старый Люнет
Для защиты города Пиллау от вторжения с запада в 1848 году были построены три люнета (Lunetten I – III) с деревянными редюитами. Люнет представляет собой долговременное оборонительное сооружение в виде пятиугольного вала, окружённого рвом. Примерно в 1880 году в третьем люнете истлевший деревянный редюит был заменен каменным. При строительстве аэродрома и поселка Нойтиф (нем. Neutief) Дом Командира (нем. Kommanderhaus) возвели над редюитом Люнета III. В апреле 1945 года здание было взорвано, но казематы люнета не пострадали. В настоящее время в казематах Люнета III расположилась музейная парково-музейного комплекса «Старый Люнет».
Старый Люнет
Отогреваемся и подкрепляемся
В Старом Люнете для посетителей проводятся разнообразные экскурсии, которые мы посещать не планировали. Однако, когда мы пришли, началась экскурсия, и экскурсовод предложил нам присоединиться к группе. Мы не смогли отказаться. Познавательная и интересная экскурсия длится всего час, стоит недорого, а в конце можно посмотреть два документальных ролика. Нам очень понравился рассказ экскурсовода об истории этих мест.
Экскурсия в Старом Люнете
Музейные экспозиции
В музее хранятся обнаруженные на Балтийской косе находки. У каждого экспоната есть своя история, которую захватывающее поведал нам наш экскурсовод.
Музей в Старом Люнете
Огнеупорные кирпичи с клеймом «RAMSAY» производились английской компанией G. H. Ramsay & Company с 1789 по 1925 год.
Огнеупорный кирпич с клеймом «RAMSAY»
Такими становятся огнеупорные кирпичи под воздействием очень высоких температур при пожаре
Энигма
Один из самых ценных экспонатов музея. Шифровальная машина была обнаружена недалеко от командного пункта артиллерийской батареи «Нойтиф» в 2018 году. На Балтийской косе было найдено три персональных шифровальных машины «Энигма», считающихся редкостью. Скорее всего эта машина попала в эпицентр взрыва. Музею за эту машину предлагали немалые деньги, но энтузиасты своего дела не согласились на сделку.
Шифровальная машина Энигма
У нас оставалось ещё немного времени до отправления парома и мы решили, что успеем быстренько заскочить на расположенный неподалеку форт «Западный», последний объект из нашего списка программы минимум на Балтийской косе.
Форт «Западный»
От паромной переправы Балтийская коса до форта идти меньше километра вдоль Балтийского пролива. Примерно посередине пути находится музейный комплекс «Старый Люнет». Мы же от Старого Люнета доехали до Западного форта (GPS 54.637659, 19.878479) на машине за пару минут.
Форт «Западный»
Остатки защитного рва перед фортом
Форт был заложен на косе Фрише Нерунг в 1869 году и вместе с тремя люнетами и расположенными в Пиллау фортами входил в оборонительную систему крепости Пиллау. Западный с Восточным форты, стоящие с разных сторон пролива Зее-Тиф, предназначались для защиты входа в пролив от вторжений со стороны моря. Во время Второй мировой войны форт с размещенной на нём зенитной батареей стал частью оборонительной системы косы Фрише Нерунг.
Форт «Западный»
По форме Западный Форт представлял собой окруженный рвом пятиугольник, в центре которого располагался внутренний двор. Перед воротам укрепления через ров был перекинут подъёмный мост.
Чертёж Западного форта 1926 года
Береговой вал со рвом, защищавший форт со стороны моря, давно размыт морской стихией. К настоящему времени морские волны вплотную занялись разрушением стен форта.
Форт «Западный»
Западный форт имел три капонира. Лучше всех сохранился не подверженный воздействию моря юго-восточный капонир. Юго-западный капонир вместе с идущей к нему потерной полностью поглощён морем, а от северо-западного остался небольшой островок.
Северо-западный капонир
За капониром виден Южный мол, идущий вдоль пролива со стороны косы, сам Балтийский пролив, Северный мол на стороне Балтийска и памятник императрице Елизавете Петровне, установленный у Северного мола в 2003 году в ознаменование побед русского оружия. Ну и наша жёлтая машина одиноко стоит у начала Южного мола. Пройтись по Южному молу мы, к сожалению, уже не успевали.
Остатки капонира
По иронии судьбы мощное береговое укрепление, не разрушенное войной, постепенно погибает под воздействием неумолимых природных сил. Ещё немного и природа одержит полную победу над творением рук человеческих.
У форта «Западный»
Нам даже не пришлось ещё два часа ждать следующего парома. Мы приехали последними, но нам повезло. Нашей жёлтой машине пусть и впритык, но местечко нашлось. Кстати, на Балтийской косе купленные нами в обе стороны билеты на паром никто не проверял. Коммунизм у них тут.
Отправляемся дальше
Ангары немецкого аэродрома и башня Росморпорта на Балтийской косе
Балтийск
Мы вернулись на большую землю
И всё же нам никак не хотелось уезжать из самого западного города России. Под впечатлением от поездки на Балтийскую косу нам захотелось прогуляться до северного мола.
Северный мол в Балтийске
Северный с Южным молы были созданы для предотвращения размыва судоходного пролива и засыпания его песком. Длина Северного мола, построенного в 1840 - 1883 годах, больше полукилометра.
На Северном моле
Вид на Балтийский пролив и Южный мол
На оконечности Северного мола установлен навигационный знак бело-красного цвета, а на оконечности Южного мола - навигационный знак зеленого цвета. Навигационные знаки указывают заходящим в Балтийский пролив судам судам границы безопасного сектора фарватера.