Флаг России

Балтийская коса

Время поездки: 3.05.2021

Предыдущую часть фотоотчёта о нашем путешествии читайте здесь: БалтийскТретий день нашего путешествия по Калининградской области.. А я продолжу свой рассказ. Как я уже писала, днём ранее из-за испортившейся погоды нам не удалось побывать на Балтийской косе. Но оно и к лучшему, как оказалось. Ведь мы совсем не ожидали, что нам так понравится Балтийская коса, мы потратим на неё целый день, и нам его будет мало. Итак, утром рано, напялив на себя всю одежду, которая у нас была с собой, мы отправились покорять просторы Балтийской косы. Про всю одежду я не шучу. Мы так намёрзлись в Балтийской крепостиГлавная достопримечательность города расположена на берегу Балтийского пролива, образованного силами природы в XVI веке. Строительство цитадели началось в 1626 году по приказу шведского короля Густава II Адольфа. Именно поэтому крепость часто называют шведской. Первоначально укрепление в Пиллау было деревянно-земляным. В 1640 году после прихода к власти Великого курфюрста Пруссии Фридриха Вильгельма крепость отстроили в камне и кирпиче., что на этот раз утеплились по полной. Я умудрилась натянуть на себя две кофты и ветровку сверху, а дочка надела под куртку обе свои толстовки.

Город Балтийск разделён на две части Балтийским проливом, являющимся важным морским путём в Балтийское море из Калининграда. В связи с этим фактом попасть на сторону города, расположенную на Балтийской косе, возможно лишь по воде да по воздуху. Кассы Балтийской судоходной компании по продаже билетов на паром находятся в Балтийске напротив хостела Водолаз, где мы ночевали, рядом с кафе Палуба, где мы ужинали, по адресу: Морской бульвар, 2Б. Ознакомиться с актуальным расписанием и ценами на паром можно на официальном сайте перевозчика baltparom.ru.

Паромы на Балтийскую косу ходят не слишком часто, а точнее - раз в два часа. Мы на всякий случай приехали за полчаса до десятичасового рейса. Перед шлагбаумом уже стояли две машины, но билеты на паром нам продать отказались. Они ждали распоряжения сверху, потому что из-за непогоды рейс могли отменить. Сей нюанс необходимо учитывать при планировании путешествия, ведь изменчивая погода этих мест зачастую непредсказуема. Но нам повезло. Кто-то сверху отменил ливни с грозами и ураганами, и паром отправился в путь в назначенное время. Полупустой, надо сказать, желающих прокатиться до косы набралось немного.

Балтийск с парома
Вид на Балтийск с парома в Балтийском проливе, идущем на Балтийскую косу.

Погода, по сравнению с предыдущим днём, явно улучшилась. Вода с неба литься перестала и то хорошо. Но на пароме в полную силу ощущалось, почему наверху до последнего решали, состоится ли утренний рейс. Качало нас прилично.

Штормит
На пароме в Балтийском проливе, идущем на Балтийскую косу.

Неширокий Балтийский пролив паром преодолевает буквально за пять минут. Теперь нам оставалось надеяться на чудо, способное разогнать тучи и успокоить море, ведь вечером мы планировали заселиться в забронированные нами апартаменты в Калининграде. Да и застрять на Балтийской косе не очень-то хотелось. Первым покинувшим паром пассажиром был, конечно же, милый пёс, ожидавший открытия у аппарели.

В ожидании
На пароме в Балтийском проливе, идущем на Балтийскую косу.

На косе мы первым делом поехали на побережье Гданьского залива, где во времена Великой Отечественной войны располагались германские береговые зенитные батареи. Но от панорамной переправы Балтийская коса навигатор MAPS.ME почему-то повёл нас черти какими забытыми дорогами, а мы это не сразу поняли, так как в начале асфальт был вовсе неплохим.

Балтийская коса (нем. Frische Nehrung)

Протяженность узкой полосы суши, отделяющей Калининградский залив (нем. Frisches Haff) от основной части Гданьского залива, составляет 65 километров. Примерно в середине косы проходит российско-польская граница. В России коса называется Балтийской, в Польше - Вислинской (польск. Mierzeja Wiślana). Со стороны Польши коса соединена с материком, а со стороны России она отделена от большой земли судоходным Балтийским проливом, про образование которого я писала в прошлой частиСовременный Балтийский пролив, отделивший косу Фрише Нерунг от Пиллау, образовался 10 сентября 1510 года в результате пронесшегося над юго-восточным побережьем Балтийского моря шторма, сопровождавшегося сильнейшим ураганом. Новый пролив стал частью судоходной магистрали, благодаря которой в Пиллау, превратившийся в крупный транспортный узел, пришло процветание. Первоначально Балтийский пролив называли просто Новым, позже он получил имя Зее-Тиф (нем. See Tief). своего рассказа. На Российской стороне косы расположены посёлки Коса и Рыбачий, административно являющиеся районами города Балтийск. Сегодня на закрытую в советское время территорию Балтийской косы может попасть любой желающий.

Старая дорога

И снова мы положились на навигатор, решивший непременно провести нас старыми лесными дорогами, чтоб в пути не скучали. Сначала дорога выглядела обманчиво приличной, но чем дальше в лес, тем уже и хуже она становилась. Нам захотелось было вернуться назад, но до съезда на нормальную дорогу оставалось пару километров, а ездить кругами желания не возникало.

Старая дорога на Балтийской косе
Старая дорога на Балтийской косе

И вот уже в ста метрах от нас видна та самая нормальная дорога, в объезд которой увёл нас навигатор. Однако прям на съезде вдруг кончился асфальт. Вот прям совсем исчез внезапно. И мы засели намертво передними колесами в песке. Особенно левым колесом, оно там закопалось по уши.

Наша машина, застрявшая в песке на Балтийской косе
Наша машина, застрявшая в песке на Балтийской косе

Пожалуй, это стало самым незабываемым приключением из всего нашего майского путешествия. Мы выбирались из песков сыпучих минут сорок. Пока муж пытался откопать увязший автомобиль, мы с младшей дочкой рыскали по лесу в поисках того, что можно сунуть под колёса. И много всякого нашли, между прочим. Например, огромные ржавые гильзы времён войны. Как позже выяснилось, они на косе раскиданы повсюду.

Старая гильза
Гильза на Балтийской косе

Конечно, подкладывать гильзы под колёса муж не стал, ограничившись найденными кирпичами и крупными ветками деревьев. Нашим девчонкам очень понравилось вызволять машину из песочного плена. Все-таки такое с нами случилось впервые. Было весело.

Наша машина, застрявшая в песке на Балтийской косе

В тот самый момент, когда мы наконец-то спаслись из плена, нас заметил проезжавший мимо по хорошей дороге водитель на джипе. Он так ловко по песку подъехал к нам, что завидно стало. В общем, местный сказал, что мы такие не первые и он частенько здесь халтурит, ну а мы молодцы, раз смогли выбраться сами.

Выбрались
Наша машина, выбравшаяся из песка на Балтийской косе

Во время поисков в лесу я проверила другие съезды на главную дорогу. Почему-то везде на съездах асфальта нет и ехать нужно по песку. Мы решили возвращаться обратно тем же путём по старой дороге.

Возвращаемся в большой мир
Старая дорога на Балтийской косе

И ещё немного позитивного. За сорок минут нашего песочного плена тучи на небе разбежались и лучи тёплого солнца коснулись земли. Это было восхитительно.

Взлётно-посадочная полоса 05/32

Перед Второй мировой войной в песках косы Фрише Нерунг немцами был построен аэродром Нойтиф (нем. Neutief), от которого до наших дней остались ангары, административные и подсобные здания, гидрогавань и две бетонные взлетно-посадочные полосы длиной около километра, расположенные под углом 45° друг к другу. Обе взлётные полосы имели подогрев, препятствующий образованию льда. Такая двойная взлетно-посадочная полоса с обогревом значительно повышала боеспособность аэродрома. Самолёты могли взлетать отсюда при любых погодных условиях и любом направлении ветра.

Балтийская коса. Взлётно-посадочная полоса 05/32.

В 90-х годах прошлого столетия авиабаза была заброшена. Одна из полос практически полностью поросла лесом. Зато вторая, удлиненная и расширенная в 50-х годах, пока ещё не полностью разрушена. Мы прокатились по ней на нашей машине.

Балтийская коса. Взлётно-посадочная полоса 05/32.
Маленькая фотосессия
Балтийская коса. Взлётно-посадочная полоса 05/32.
Балтийская коса. Взлётно-посадочная полоса 05/32.

У конца взлётно-посадочной полосы (GPS 54.606029, 19.854247) мы бросили машину и пошли гулять по песчаным дюнам вдоль морского побережья к руинам немецкой зенитной береговой батареи времён Второй мировой войны.

Десант на косу Фрише Нерунг

В апреле 1945 года в результате Восточно-Прусской операции советскими войсками были взяты города Кёнигсберг и Пиллау. Остатки пяти нацистских дивизий смогли переправиться через пролив Зее-Тиф (нем. See-Tief) на косу Фрише Нерунг (нем. Frische Nehrung). Численность германских войск на косе достигала тридцати пяти тысяч человек. В их распоряжении было около тридцати танков и штурмовых орудий, и более сорока батарей полевой и береговой артиллерии. Немецким командованием на косе была создана отлично оборудованная оборонительная система, призванная задержать наступление советских войск с сухопутного направления и не допустить высадки десанта как со стороны моря, так и со стороны залива Фришес Хафф (нем. Frisches Haff).

Со стороны моря на косе вдобавок к существовавшей уже береговой батарее «Граф Йорк» были оборудованы три новые мощные батареи: «Нойтиф», «Лемберг» и «Каддиг». На побережье в наиболее вероятных районах высадки десанта были созданы пункты с артиллерийскими орудиями, зенитными пулемётами и прожекторными установками. Поперёк косы также были оборудованы сильные оборонительные рубежи, подступы к которым прикрывались минными заграждениями и противотанковыми рвами. С севера косу защищали Западный форт и три Люнета. Географическое положение косы Фрише Нерунг и характер её местности играли на руку нацистам, сильно затрудняя наступление наших войск.

25 апреля 1945 года штурмом был взят Пиллау, а уже 26 апреля на косу Фрише Нерунг высадился советский десант. Ширина косы колеблется от 300 до 1800 метров, и на этой окруженной с двух сторон водой узкой полоске суши были сконцентрированы многотысячные силы немецких войск. Благодаря героизму наших десантников и отсутствию единого командования у фашисткой группировки войск, Красная армия шаг за шагом преодолевала умело организованную мощную оборону ожесточенно сопротивляющегося врага. Лишь 9 мая 1945 года после капитуляции нацистской Германии немецкие войска сложили оружие к ногам советских солдат. К 11 мая нашими войсками на косе было принято более двадцати тысяч солдат и офицеров капитулировавших фашистских войск, в их числе – три генерала. Тем не менее зачистка местности в этом районе продолжалась ещё до середины мая.

Зенитная батарея «Каддиг (нем. Kaddig)»

Даже спустя столько лет на Балтийской косе всё ещё остаются следы пронесшихся в этих потрясающе красивых местах кровопролитных боёв. Одни ржавые гильзы, раскиданные в белых песках повсюду, многое могут рассказать. Остатки германских укреплений можно встретить в разных местах косы. Береговая батарея «Граф Йорк» находилась на северном конце косы. Батарея «Нойтиф» была оборудована юго-западнее Нойтифа, ныне - посёлка Коса. Примерно в километре к юго-западу от батареи «Нойтиф» находилась зенитная батарея «Лемберг», а ещё в километре юго-западнее - последняя зенитная батарея «Каддиг». В районе расположения руин этой немецкой береговой батареи мы и решили прогуляться. Учитывая, что после войны на Балтийской косе дислоцировалась воинская часть, советских бункеров в этих местах тоже немало.

Командный пункт

Первое подземное бетонное сооружение, встретившееся на нашем пути. Судя по всему, бункер использовался нашими военными в советское время. Имеет два выхода наружу, то есть под землёй можно пройти его насквозь (GPS 54.605556, 19.852500).

Балтийская коса. Командный пункт.
Балтийская коса. Командный пункт.
Балтийская коса. Командный пункт.
Балтийская коса. Командный пункт.
Балтийская коса. Командный пункт.
Долгая дорога в дюнах
Балтийская коса
Балтийская коса
Балтийская коса

Пограничная зона

Посреди леса стоит такой предупреждающий знак, но вокруг ни души. Нигде никаких ограждений и никому не нужны наши документы. Дорога свободна.

Балтийская коса. Знак пограничной зоны.

Взорванный бункер

Бывший наблюдательный пункт, разрушенный взрывом (GPS 54.603113, 19.845701).

Балтийская коса. Взорванный бункер.
Отголоски неспокойных времён
Гильза на Балтийской косе
Балтийское побережье
Гданьский залив. Побережье на Балтийской косе.

Отдельный орудийный дворик

Неплохо сохранившаяся немецкая орудийная позиция (GPS 54.601986, 19.844384).

Балтийская коса. Руины зенитной батареи «Каддиг». Отдельный орудийный дворик.
Балтийская коса. Руины зенитной батареи «Каддиг». Отдельный орудийный дворик.
Вход в подземелье
Балтийская коса. Руины зенитной батареи «Каддиг». Отдельный орудийный дворик.
Снова фотосессия
Балтийская коса. Руины зенитной батареи «Каддиг». Отдельный орудийный дворик.
Песок или снег?
Белые пески Балтийской косы

Потрясающие места. И мы были здесь в одиночестве, если не считать кружащих над нашими головами птичьих стай. Тишина и мирное спокойствие этих живописных мест ярко контрастируют с их кровавым прошлым, отголоски которого по сей день напоминают о жестокой войне.

Белые пески Балтийской косы
Белые пески Балтийской косы
Белые пески Балтийской косы
Белые пески Балтийской косы

Позиция артиллерийской батареи «Каддиг»

Ещё одна сохранившаяся позиция береговой зенитной батареи «Каддиг» (GPS 54.60037, 19.84296).

Балтийская коса. Позиция немецкой артиллерийской батареи «Каддиг».
Балтийская коса. Позиция немецкой артиллерийской батареи «Каддиг».
Балтийская коса. Позиция немецкой артиллерийской батареи «Каддиг».
Ржавые гильзы здесь всюду
Гильза в песках Балтийской косы
Весеннее
Цветочки в песках Балтийской косы

Балтийская коса произвела на нас куда более яркие впечатления, чем Куршская косаКуршская коса представляет собой песчаную полосу суши, которая простирается между Балтийским морем и Куршским заливом от Зеленоградска в Калининградской области до Клайпеды в Литве. Протяженность косы достигает почти ста километров, а её ширина колеблется от четырехсот метров до четырёх километров. Российско-литовская граница делит Куршскую косу пополам. В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.. Может быть, на наши ощущения повлияла солнечная погода и отсутствие туристических автобусов и оборудованных экотроп с толпами людей, но нам безумно понравилось здесь гулять.

Белые пески Балтийской косы
Белые пески Балтийской косы

Так же, как и Куршская косаКуршская коса представляет собой песчаную полосу суши, которая простирается между Балтийским морем и Куршским заливом от Зеленоградска в Калининградской области до Клайпеды в Литве. Протяженность косы достигает почти ста километров, а её ширина колеблется от четырехсот метров до четырёх километров. Российско-литовская граница делит Куршскую косу пополам. В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО., Балтийская коса на протяжении всего своего существования подвергается воздействию природных стихийных сил. Высота созданных природой песчаных дюн Балтийской косы не превышает сорока метров. На лишившейся лесов косе Фрише Нерунг в XIX - XX веках проводились целенаправленные посадки растительности для закрепления песков подвижных дюн. Сегодня территория косы вновь покрыта лесами, задерживающими перемещение песочных масс.

Белые пески Балтийской косы

Считается, что и Балтийская, и Куршская косы первоначально представляли собой цепь песчаных островов. На такую версию может указывать то, что Балтийская коса под воздействием штормовых волн не раз была прорезана в разных местах проливами. Проливы со временем под воздействием тех же природных сил засыпались песком, но на косе возникали новые. Последним образованным стихией судоходным проливом стал современный Балтийский пролив, отделивший в 1510 году косу Фрише Нерунг от Пиллауского полуострова.

Белые пески Балтийской косы
Белые пески Балтийской косы
Полузасыпанный песком бункер
Полузасыпанный песком бункер на Балтийской косе
Полузасыпанный песком бункер на Балтийской косе

Недалеко от полузасыпанного бункера внизу валяются какие-то забытые бетонные блоки (GPS 54.599444, 19.841111). Мы спускаться к бункеру и блокам не стали, ограничившись видами сверху. Хоть и не хотелось, но пора уже было возвращаться.

Бетонные опоры в песках Балтийской косы
Немецкий бункер
Немецкий бункер на Балтийской косе

Похоже, здесь внутри тоже прогремел взрыв (GPS 54.600833, 19.843889).

Немецкий бункер на Балтийской косе
Снова гильзы
Гильза в песках Балтийской косы

На этот день у нас ещё оставалось немало планов. Немецкий аэродром, Старый Люнет и Западный форт входили в нашу программу минимум на косе. И надо было всё же успеть на паром, чтобы к вечеру вернуться на большую землю.

Аэродром «Нойтиф (нем. Neutief)» - «Коса»

До 1936 года на берегу залива Фришес Хафф (нем. Frisches Haff) располагался рыбачий посёлок Нойтиф (нем. Neutief), имя которого получил новый немецкий аэродром. В 1936 - 1937 годах после выселения всех жителей посёлка здесь началось строительство мощной авиабазы. Уже к концу 1939 года аэродром Нойтиф был сдан в эксплуатацию. По своему оснащению морская авиабаза на косе Фрише Нерунг стала одной из лучших в нацистской Германии.

Новая авиабаза функционировала и как наземный аэродром, и как гидроаэродром для гидросамолетов Люфтваффе (нем. Luftwaffe). К 1941 году на базе были построены аэродром с двумя взлетно-посадочными полосамиПеред Второй мировой войной в песках косы Фрише Нерунг немцами был построен аэродром Нойтиф (нем. Neutief), от которого до наших дней остались ангары, административные и подсобные здания, гидрогавань и две бетонные взлетно-посадочные полосы, расположенные под углом 45° друг к другу, образуя собой своеобразный крест. Обе взлётные полосы имели подогрев, препятствующий образованию льда. Такая двойная взлетно-посадочная полоса с обогревом значительно повышала боеспособность аэродрома. Самолёты могли взлетать отсюда при любых погодных условиях и любом направлении ветра., гидрогавань, шесть ангаров, склады, мастерские и другие вспомогательные здания, а также казармы для персонала и жилой посёлок Нойтиф (нем. Neutief) для семей летчиков. Во время Второй мировой войны лучший фашистский аэродром практически не использовался.

26 апреля 1945 года был подписан приказ о формировании на авиабазе «Нойтиф» 17-ой отдельной смешанной авиационной эскадрильи. Инфраструктура авиабазы и посёлка, получивших новое имя - «Коса», были полностью восстановлены. В советское время на аэродроме базировались гидросамолеты «Каталина», позже летающие лодки «Чайка», самолеты-амфибии Бе-6 и Бе-12, истребители МиГ-15, а также другие самолёты. В 1950 - 1951 годах была произведена реконструкция летного поля. Одну из двух взлетно-посадочных полос удлинили до двух километров и расширили до шестидесяти метров. Однако в 1995 году военные лётчики покинули Балтийскую косу. Авиабаза была заброшена и нынче аэродром стоит никому не нужный, постепенно приходя в полное запустение.

Ангар №5

Является единственным на авиабазе ангаром, имеющим столь большой пролет без дополнительных опор. Его внутренние размеры составляют 73,5x45x9,5 метров. Напротив ангара №5 находится бетонированный спуск на воду для гидросамолетов.

Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.

После войны ангар использовался для стоянки истребителей МиГ-15 и МиГ-17, а позже для хранения противолодочного оборудования самолетов. По бокам ангара расположены башни для установки зенитных орудий. GPS 54.621390, 19.874520.

Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Подсобные помещения ангара №5
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Вид со второго этажа ангара №5
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Исследователи
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №5.
Гидрогавань
Балтийская коса. Гидрогавань аэродрома «Нойтиф».
Спуск для гидросамолетов
Балтийская коса. Гидрогавань аэродрома «Нойтиф». Спуск для гидросамолетов.

Ангары №4 и №3

До конца апреля 1945 года в ангарах базировались немецкие гидросамолёты. После войны ангары использовались для хранения и проведения регламентных работ советских гидросамолётов.

Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангары №4 и №3.
Ангар №3, башня управления полётов и ангар №2
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар №3, башня управления полётов и ангар №2.

Ангар для гидросамолетов №2

Наиболее сохранившийся ангар из всех шести ангаров немецкого аэродрома. Рядом с ангаром возвышается башня управления полётами. Между ангаром и заливом расположена большая бетонированная предангарная площадка. GPS 54.625833, 19.885278.

Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №2.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №2.

Внутренние размеры ангара позволяли разместить в нём до 24 гидросамолётов типа «Арадо-196». После 1945 года здесь располагалась технико-эксплуатационная часть.

Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Ангар для гидросамолетов №2.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Подсобные помещения в задней части ангара №2.
Подсобные помещения в задней части ангара №2
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Подсобные помещения в задней части ангара №2.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Подсобные помещения в задней части ангара №2.
Балтийская коса. Аэродром «Нойтиф». Подсобные помещения в задней части ангара №2.
Весеннее
Цветочки в на заброшенном немецком аэродроме «Нойтиф».
Новая жизнь аэродрома
Рыболовные снасти на заброшенном немецком аэродроме «Нойтиф».
Помним! Гордимся!
Памятная табличка «ПОМНИМ И ГОРДИМСЯ!» у гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Затонувшая у берега гидрогавани баржа
Затонувшая баржа у берега гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Пирс гидрогавани
Пирс гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Пирс гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Пирс гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Балтийск, Балтийский пролив и Калининградский залив с пирса гидрогавани
Вид на Балтийск, Балтийский пролив и Калининградский залив с пирса гидрогавани заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».
Гидрогавань и ангар №3, башня управления полётов, ангар №2
Гидрогавань и ангары для гидросамолетов заброшенного немецкого аэродрома «Нойтиф».

Время неумолимо стремилось к закату, а мы так много ещё хотели успеть. Вернувшись к паромной переправе за несколько минут до отправления парома, мы обнаружили длинную очередь. Кстати, у местных преимущество, поэтому на паром выстраиваются две вереницы машин. Стало понятно, что нам на этот рейс впихнуться точно не получится, паром же не резиновый. До следующего парома оставалось ещё два часа, которые мы, конечно же, не стали терять даром. Кто-то даже сильно обрадовался, что нам не хватило места. Правда, встречу с хозяевами забронированных в Калининграде апартаментов пришлось перенести на более позднее время.

Старый Люнет

В 2017 году благодаря энтузиастам, активистам и местным жителям на территории Балтийской косы был создан парково-музейный комплекс «Старый Люнет». Музейные экспозиции рассказывают об истории Балтийской косы (нем. Frische Nehrung). Находится музей по адресу: г. Балтийск, Балтийская коса, ул. Морская Набережная, 7А. Официальный сайт музея oldlunet.ru. Вход в музей свободный. Внутри находится кафе и кинозал.

Балтийская коса. Старый Люнет.

Для защиты города Пиллау от вторжения с запада в 1848 году были построены три люнета (Lunetten I – III) с деревянными редюитами. Люнет представляет собой долговременное оборонительное сооружение в виде пятиугольного вала, окружённого рвом. Примерно в 1880 году в третьем люнете истлевший деревянный редюит был заменен каменным. При строительстве аэродрома и поселка Нойтиф (нем. Neutief) Дом Командира (нем. Kommanderhaus) возвели над редюитом Люнета III. В апреле 1945 года здание было взорвано, но казематы люнета не пострадали. В настоящее время в казематах Люнета III расположилась музейная парково-музейного комплекса «Старый Люнет».

Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.
Отогреваемся и подкрепляемся
Балтийская коса. У камина в Старом Люнете.
Балтийская коса. Камин в Старом Люнете.
Балтийская коса. У камина в Старом Люнете.

В Старом Люнете для посетителей проводятся разнообразные экскурсии, которые мы посещать не планировали. Однако, когда мы пришли, началась экскурсия, и экскурсовод предложил нам присоединиться к группе. Мы не смогли отказаться. Познавательная и интересная экскурсия длится всего час, стоит недорого, а в конце можно посмотреть два документальных ролика. Нам очень понравился рассказ экскурсовода об истории этих мест.

Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.
Балтийская коса. Старый Люнет.

Музейные экспозиции

В музее хранятся обнаруженные на Балтийской косе находки. У каждого экспоната есть своя история, которую захватывающее поведал нам наш экскурсовод.

Балтийская коса. Старый Люнет. Музейные экспозиции.
Балтийская коса. Старый Люнет. Музейные экспозиции.

Огнеупорные кирпичи с клеймом «RAMSAY» производились английской компанией G. H. Ramsay & Company с 1789 по 1925 год.

Балтийская коса. Старый Люнет. английский огнеупорный кирпич «RAMSAY».
Такими становятся огнеупорные кирпичи под воздействием очень высоких температур при пожаре
Балтийская коса. Старый Люнет.

Энигма

Один из самых ценных экспонатов музея. Шифровальная машина была обнаружена недалеко от командного пункта артиллерийской батареи «Нойтиф» в 2018 году. На Балтийской косе было найдено три персональных шифровальных машины «Энигма», считающихся редкостью. Скорее всего эта машина попала в эпицентр взрыва. Музею за эту машину предлагали немалые деньги, но энтузиасты своего дела не согласились на сделку.

Балтийская коса. Старый Люнет. Шифровальная машина Энигма.

У нас оставалось ещё немного времени до отправления парома и мы решили, что успеем быстренько заскочить на расположенный неподалеку форт «Западный», последний объект из нашего списка программы минимум на Балтийской косе.

Форт «Западный»

От паромной переправы Балтийская коса до форта идти меньше километра вдоль Балтийского пролива. Примерно посередине пути находится музейный комплекс «Старый Люнет». Мы же от Старого Люнета доехали до Западного форта (GPS 54.637659, 19.878479) на машине за пару минут.

Балтийская коса. Форт «Западный».
Остатки защитного рва перед фортом
Балтийская коса. Форт «Западный».

Форт был заложен на косе Фрише Нерунг в 1869 году и вместе с тремя люнетами и расположенными в Пиллау фортами входил в оборонительную систему крепости Пиллау. Западный с Восточным форты, стоящие с разных сторон пролива Зее-Тиф, предназначались для защиты входа в пролив от вторжений со стороны моря. Во время Второй мировой войны форт с размещенной на нём зенитной батареей стал частью оборонительной системы косы Фрише Нерунг.

Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».

По форме Западный Форт представлял собой окруженный рвом пятиугольник, в центре которого располагался внутренний двор. Перед воротам укрепления через ров был перекинут подъёмный мост.

Балтийская коса. Чертёж Западного форта 1926 года.

Береговой вал со рвом, защищавший форт со стороны моря, давно размыт морской стихией. К настоящему времени морские волны вплотную занялись разрушением стен форта.

Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».

Западный форт имел три капонира. Лучше всех сохранился не подверженный воздействию моря юго-восточный капонир. Юго-западный капонир вместе с идущей к нему потерной полностью поглощён морем, а от северо-западного остался небольшой островок.

Северо-западный капонир
Балтийская коса. Форт «Западный».

За капониром виден Южный мол, идущий вдоль пролива со стороны косы, сам Балтийский пролив, Северный мол на стороне Балтийска и памятник императрице Елизавете Петровне, установленный у Северного мола в 2003 году в ознаменование побед русского оружия. Ну и наша жёлтая машина одиноко стоит у начала Южного мола. Пройтись по Южному молу мы, к сожалению, уже не успевали.

Балтийская коса. Форт «Западный».

По иронии судьбы мощное береговое укрепление, не разрушенное войной, постепенно погибает под воздействием неумолимых природных сил. Ещё немного и природа одержит полную победу над творением рук человеческих.

Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».
Балтийская коса. Форт «Западный».

Нам даже не пришлось ещё два часа ждать следующего парома. Мы приехали последними, но нам повезло. Нашей жёлтой машине пусть и впритык, но местечко нашлось. Кстати, на Балтийской косе купленные нами в обе стороны билеты на паром никто не проверял. Коммунизм у них тут.

Отправляемся дальше
На пароме в Балтийском проливе, идущем в Балтийск.
Ангары немецкого аэродрома и башня Росморпорта на Балтийской косе
Вид на Аэродром «Нойтиф» и башню Росморпорта с парома в Балтийском проливе, идущем в Балтийск.
Балтийск
Вид на Балтийск с парома в Балтийском проливе, идущем в Балтийск.
Вид на Балтийск с парома в Балтийском проливе, идущем в Балтийск.
Мы вернулись на большую землю
Вид на Балтийск с парома в Балтийском проливе, идущем в Балтийск.

И всё же нам никак не хотелось уезжать из самого западного города России. Под впечатлением от поездки на Балтийскую косу нам захотелось прогуляться до северного мола.

Северный мол в Балтийске

Северный с Южным молы были созданы для предотвращения размыва судоходного пролива и засыпания его песком. Длина Северного мола, построенного в 1840 - 1883 годах, больше полукилометра.

Северный мол в Балтийске
Вид на Балтийский пролив и Южный мол
Вид на Балтийский пролив и Южный мол с Северного мола.

На оконечности Северного мола установлен навигационный знак бело-красного цвета, а на оконечности Южного мола - навигационный знак зеленого цвета. Навигационные знаки указывают заходящим в Балтийский пролив судам судам границы безопасного сектора фарватера.

Северный мол в Балтийске
Северный мол в Балтийске
Я с младшими
Младшенькая
Вид из Балтийска на посёлок Коса и Западный форт
Вид из Балтийска на посёлок Коса и Западный форт.

К позднему вечеру мы всё же добрались до забронированных нами в Калининграде на оставшуюся неделю апартаментов около Рыбной Деревни. Из-за репетиции парада Победы пришлось долго ждать хозяев, застрявших в пробках. Всё-таки так называемое самостоятельное заселениеНам здесь всё понравилось. Но особенно нам было удобно так называемое самостоятельное заселение. Ключ от квартиры мы нашли около двери в маленьком боксе, открывающемся по паролю. Там же его и оставили при выезде. Сервис на высоте, не ожидала такого. намного удобнее. Апартаменты представляют собой обычную двухкомнатную квартиру, в которой больше всего нам понравилось удобное расположение рядом с историческим центром города.

На этом я заканчиваю четвёртую часть своего рассказа. Продолжение читайте в следующей части Прогулка по КалининградуПятый день нашей поездки в Калининград..

Все части фотоотчёта о нашей семейной поездке в Калининград на длинные майские праздники в 2021 году ищите здесь: Калининград на майскиеФотоотчёт о нашей семейной поездке в Калининград на длинные майские праздники..

Смотрите также другие фотоотчёты о наших путешествиях и поездках

Прогулка по Воронежу
Сторожевое
Нововоронеж
Аношкино
Белый колодец
Кривоборье
Один зимний день в Питере
Екатерининский парк зимой
Павловский парк зимой

Новые отзывы

16.05.2022 15:19   Екатерина
03.02.2022 19:26   Тамара Брякова
14.01.2022 15:00   Владимир
28.07.2021 21:58   Тамара