Музей Балтийского флота
Музей Балтийского флота с 2012 года является филиалом одного из старейших музеев России - Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Во время наших поездок в Питер, мы уже посещали филиалы этого одного из самых крупных музеев мира. К примеру, филиалы на Крейсере АврораБронепалубный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года и введен в эксплуатацию три года спустя. Назвали его в честь одноименного парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. и на подводной лодке Д-2 «Народоволец»Народовлец - одна из советских дизель-электрических торпедных подводных лодок серии I типа «Декабрист». Всего было построено шесть лодок этого типа и лишь вторая лодка (Д-2) сохранена в Санкт-Петербурге как музейный корабль. Изначально лодка носила имя «Народоволец», но 21 августа 1934 года была переименована в «Д-2». С этого времени лодка называется как «Д-2», так и «Народоволец».. Про филиал «Музей «Дорога жизни» в Ленинградской области я ещё непременно напишу. Также у Центрального военно-морского музея есть филиалы «Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске и «Музей Черноморского флота» в Севастополе. Я уверена, что их мы тоже скоро посетим.
Подробнее с филиалами, ценами и часами работы можно ознакомиться на официальном сайте Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого navalmuseum.ru. Однако, если вы, как и мы, хотите увидеть крепость Пиллау, в которую можно попасть только с экскурсией, то лучше ознакомиться с блоком информации на странице музея Балтийского флота ВКОНТАКТЕ. И ещё. Часы работы балтийского музея почему-то в разных источниках отличаются. Мы приехали к десяти утра и думали, что придётся ждать, но кассы уже открылись. Мы приобрели билеты в музей и на экскурсию в Балтийскую крепость, до начала которой мы успели осмотреть экспозиции музея и даже немного погулять по городу.
Музей Балтийского флота был открыт для посетителей 23 февраля 1959 года в историческом центре Балтийска в немецком здании, построенном в 1903 году в псевдоготическом стиле. Спустя всего четыре года музей переехал в Таллин, бывший в то время главной базой Краснознаменного Балтийского флота. В 1992 году после развала Советского Союза командованием Балтийского флота было принято решение о возвращении музея в его первоначальное место. К сожалению, в спешке переезда некоторые экспонаты были потеряны. Адрес музея: Балтийск, ул. Кронштадтская, 1.
В музее Балтийского флота
Экспозиции музея рассказывают об истории Балтийского флота, начиная с правления Петра I до наших дней. Несколько залов музея посвящены разным темам: истории Балтийского флота «от Петра Великого до Первой мировой войны», истории разведки Балтийского флота, морской авиации Балтийского флота, надводному и подводному флоту Балтики, Балтийскому флоту в годы Великой Отечественной войны и истории города Пиллау. Своего краеведческого в Балтийске нет, поэтому в музее создана экспозиция, посвященная непростой судьбе этого города.
В колокол можно бить!
Спасательный гидрокомбинезон подводника
Катапультное кресло КА-36ДМ
Рядом с музеем расположены Балтийская крепость, Мемориал Великой Отечественной войны, площадь Балтийской Славы и Балтийский маяк. Практически все интересные места города в одной точке. Сбор на экскурсию был назначен у входа в музей, но у нас оставалось ещё достаточно времени, а дождь начинаться будто передумал, и мы решили немного прогуляться, дабы не терять время зря.
Балтийск (нем. Pillau)
Самый западный город России расположен на южном побережье Калининградского полуострова и северном побережье Балтийской косы. Длинная узкая полоса суши отделяет Балтийск от Гданьского залива (польск. Zatoka Gdańska) и акватории Балтийского моря, образуя Калининградский залив (польск. Zalew Wiślany, нем. Frisches Haff). Калининградский залив соединяет с Гданьским Балтийский пролив, являющийся вместе с Калининградским морским каналом важнейшей транспортной артерией Калининградской области.
Первые упоминания о поселениях в этих местах относятся к XIII веку. Датой снования Пиллау считается 1626 год, когда началось строительство крепости Пиллау. Статус города присвоен Пиллау в 1725 году.
В апреле 1945 года в Пиллау шли ожесточенные бои. Двадцать пятого апреля Пиллау был захвачен Красной армией. 27 ноября 1946 года Пиллау (нем. Pillau) получил новое имя - Балтийск. В Советское время въезд в закрытый пограничный город разрешался только жителям и их гостям по подтвержденному военной комендатурой приглашению. Сегодня проезд в Балтийск свободный для всех желающих.
Площадь Балтийской Славы
Аванпорт
Город лебедей
Балтийский маяк
Маяк в Пиллау был возведён в 1816 году и по сей день служит своему делу. На сегодняшний день самый западный маяк России является закрытым стратегическим объектом. Находится маяк в месте пересечения Морского бульвара и Кронштадтской улицы.
Балтийский маяк
На площади перед маяком стоит памятник Петру I, возведённый в 1998 году в честь трёхсотлетия Балтийского флота.
Балтийский маяк
Балтийский пролив
(нем. Pillauer-Tief)
На протяжении многих столетий в результате воздействия стихийных сил природы в разных места косы Фрише Нерунг (нем. Frische Nehrung) возникали проливы, которые со временем мельчали, засыпаясь песком. Однако во время сильных штормов прорывались новые проливы. Через эти проливы осуществлялась связь с большим миром. Самым древним судоходным путём из образованного косой залива в море считается Лохштедтский пролив, происхождение которого относят к 1004 году.
Современный Балтийский пролив, отделивший косу Фрише Нерунг от Пиллау, образовался 10 сентября 1510 года в результате пронесшегося над юго-восточным побережьем Балтийского моря шторма, сопровождавшегося сильнейшим ураганом. Новый пролив стал частью судоходной магистрали, благодаря которой в Пиллау, превратившийся в крупный транспортный узел, пришло процветание. Первоначально Балтийский пролив называли просто Новым, позже он получил имя Зее-Тиф (нем. See-Tief).
Балтийский пролив
До Северного мола по Морскому бульвару мы так и не дошли. Приближалось время начала экскурсии и нам пришлось вернуться к месту сбора группы у музея Балтийского флота. Именно в этот момент начал накрапывать дождь, но мы всё ещё продолжали надеяться на чудо.
Балтийская крепость
(нем. Festung Pillau)
Главная достопримечательность города расположена на берегу Балтийского пролива, образованного силами природы в XVI веке. Строительство цитадели началось в 1626 году по приказу шведского короля Густава II Адольфа. Именно поэтому крепость часто называют шведской. Первоначально укрепление в Пиллау было деревянно-земляным. В 1640 году после прихода к власти Великого курфюрста Фридриха Вильгельма крепость отстроили в камне и кирпиче.
Крепость имеет форму правильной «бастионной звезды». В углах пятиконечной звезды находятся бастионы: «Альбрехт (нем. Albrecht)», «Пруссия (нем. Preußen)», «Кёниг (нем. König)», «Кёнигин (нем. Königin)» и «Кронпринц (нем. Kronprinz)». С внешней стороны вся крепость окружена широким рвом. Для прикрытия куртины снаружи перед крепостным рвом между бастионами расположены пять равелинов: «Людвиг (нем. Ludwig)», «Сторхнест (нем. Storhnest)», «Фаульвинкель (нем. Faulwinkel)», «Кронверк (нем. Kronwerk)» и «Шинкеншанц (нем. Schinkenschanz)».
Схема крепости
Главные ворота крепости
Вход в цитадель осуществляется через один из двух наиболее сохранившихся до наших дней равелинов - равелин Людвиг (нем. Ludwig).
Главные ворота
История крепости Пиллау практически на всём своём протяжении связана с Российским государством. Пётр I впервые посетил форт в 1697 году в составе Великого посольства. Будущий российский император обучался здесь артиллерийскому мастерству и фортификационному искусству. В 1758 - 1762 годах Восточная Пруссия являлась провинцией России. В это время гарнизон крепости, находившейся под управлением русской армии, состоял в основном из русских военных. В последующие столетия крепость также продолжала играть важную роль в тесном сотрудничестве России с Пруссией.
Наверху бастиона «Кронпринц»
Вид на крепостной ров с бастиона «Кронпринц»
После падения цитадели в ночь на 26 апреля 1945 года вся дальнейшая история Балтийской крепости связана с Балтийским флотом. В советское время крепость была закрытым военным объектом. На территории Балтийской крепости располагается действующая воинская часть. Несмотря на это, сегодня здесь работает филиал музея Балтийского флота, открытый в 1999 году. Попасть на экскурсию по фортификационным сооружениям крепости может всякий желающий, имеющий российский паспорт.
Выставка военной техники во дворе крепости
Во внутреннем дворе цитадели раньше располагались арсенал, цейхгауз, кирха, дома священника, губернатора и коменданта, а также другие вспомогательные здания. К нашему времени на территории крепостного двора сохранились лишь три здания. Чтобы максимально эффективно использовать пространство, часть домов в крепости были построены с острыми скошенными стенами.
Немецкое здание со скошенными стенами
Казарма номер 8 с сохранившейся отметкой года постройки
Казарма, бастион «Кёнигин» и куртина между бастионами «Кёнигин» и «Кронпринц»
Надписи на кирпичах, из которых сложена куртина
Вход в потерну между бастионами «Кёнигин» и «Кронпринц»
Через единственный доступный в наши дни подземный коридор можно попасть к крепостному рву перед равелином «Шинкеншанц». Сейчас на заброшенном равелине стоят жилые дома.
Крепостной ров перед равелином «Шинкеншанц» и бастион «Кронпринц» справа
Вход в потерну со стороны крепостного рва перед равелином «Шинкеншанц»
Каземат бастиона «Альбрехт (нем. Albrecht)»
В хорошо сохранившихся до наших дней помещениях каземата располагается интересная экспозиция обнаруженных на территории крепости находок.
В каземате бастиона «Альбрехт
Экскурсия по Балтийской крепости длится полтора часа. Зарядивший в самом начале нашей экскурсии дождь не желал прекращаться. Когда мы выходили из подземелий на улицу, дождь и вовсе внезапно превращался в ливень с ураганным ветром, гоняющим по опустевшему двору цитадели мусорные баки. Из-за этого наземная часть экскурсии получилась скомканной, как экскурсовод ни старалась рассказать и показать нам всё. Да и помещения казематов плохо спасали от непогоды, уж очень холодно в подземельях промокшим под ливнями людям.
Начавшаяся в 13:30 экскурсия закончилась к трём часам дня и у нас вроде бы оставалось полно времени до вечера. Мы планировали успеть в этот день сгонять на Балтийскую косу или хотя бы ещё погулять по Балтийску. Но мы промокли насквозь и промёрзли до костей, поэтому из крепости сразу же отправились заселяться в хостел Водолаз, удобно расположенный на Морском бульваре недалеко от Балтийского маяка и места отправления парома на Балтийску косу. Днём мы как раз гуляли в этих местах и видели наш хостел. Конечно, провести остаток вечера в хостеле не очень хотелось. Когда мы бронировали жилье, думали, что как обычно заедем только поспать. Но иногда в планы вмешивается плохо прогнозируемая неконтролируемая стихия. Тем не менее хостел нам понравился. Номер, хоть и небольшой, но уютный и чистый. Общая кухня отлично обустроена, находиться на ней приятно и комфортно. Переодевшись и согревшись, мы под дождем побежали ужинать в находящийся напротив гостиницы Палуба. Кафе на берегу Балтийского пролива понравилось уютной атмосферой и интересным дизайном. Гостям хостела здесь предоставляется скидка. Еда была вкусной.
Мой ужин