Босфорский пролив
Время поездки: 6.12.2019
Навигация по странице
Оба полных дня в Стамбуле мы решили посвятить Босфору. В первый день мы отправились к двум крепостям, стоящим на азиатском берегу Босфора: Анатолийской крепости в Анадолу Хисары и крепости Йорос. Обе эти крепости с недавних пор закрыты для посещения, но нам всё равно хотелось их увидеть и заодно поплавать по Босфору. А на второй день мы оставили крепость Румели Хисары, возвышающуюся на европейском берегу Босфора прямо напротив крепости Анадолу Хисары. У нас не получилось разработать маршрут на общественном транспорте так, чтобы захватить все три крепости в один день.
До Йороса (причал A.Kavağı) по Босфору ходят вапуры, делающие остановку в Анадолу Хисары (причал A.Hısari). К сожалению, вапуры предназначены для перевозки работников с окраин в центр города, поэтому в выходные и праздничные дни они не ходят вообще, а в будни первый рейс из центра Стамбула с пристани Ускудар (Üsküdar) отправляется в 11:45 утра. Ознакомиться с актуальным расписанием можно на официальном сайте перевозчика www.sehirhatlari.istanbul. Проезд на вапурах оплачивается всё той же транспортной картой istanbulkartПроезд в общественном транспорте Стамбула удобнее и дешевле оплачивать с помощью istanbulkart. Транспортной картой можно оплачивать любой вид муниципального транспорта: метро, Мармарай, трамвай, фуникулер, канатную дорогу, метробус, автобусы и водный транспорт (вапуры и паромы).. При проходе через турникет с неё спишется 2.60 лиры.
Так же до Йороса по воде можно добраться, купив билет на Длинный Босфорский Тур (Uzun Boğaz Turu). Отправляется теплоход в этот тур с причала Эминёню (Eminönü) в 10:35. В 12:25 он прибывает на причал Анадолу Каваги (A.Kavağı) и стоит там до 15:00 с расчетом, что пассажиры успеют за почти три часа подняться к крепости Йорос и пообедать в ресторане. Актуальное расписание Длинного Босфорского Тура и стоимость проезда ищите на том же сайте www.sehirhatlari.istanbul. Билет на Длинный Босфорский Тур (Uzun Boğaz Turu) стоит 25 лир в обе стороны, 15 лир - в одну.
Мы специально решили отправиться в путешествие по Босфору в пятницу, первый наш полный день в Стамбуле, потому что по выходным, как я уже писала, вапуры по проливу не курсируют. Но нам хотелось уехать рано утром, чтобы успеть больше увидеть. В связи с этим водный путь нам не подошёл. К тому же, теплоходы, идущие по Длинному Босфорскому Туру, не причаливают в Анадолу Хисары. Чтобы сэкономить время, до Анадолу Хисары пришлось добираться на автобусе.
Для построения маршрута мы воспользовались гугл картмами. Гугл сказал нам, что от станции Мармарай Ускудар (Marmaray Üsküdar Istasyonu) до Анатолийской крепости мы доберемся за полчаса, если поедем на автобусе. К Анадолу Хисары ходят несколько автобусов под номером 15 с разными буквами и гугл показал нам их расписание. Правда, автобусы, ходят не совсем по расписанию, а скорее всего по заполняемости. Наш автобус уехал немного раньше, чем обещал гугл. Маршрут от Ускудар до Анадолы Хисары в реальном времени от гугл.
Немного не доезжая Анадолу Хисары стоит особняк Кючюксу. Специально в него ехать не стоит, но проезжая мимо можно и зайти. Мы вспомнили про него, когда увидели в автобусе на табло одноименную остановку, благодаря чему вовремя успели выскочить на улицу. Гугл утверждает, что до Кючюксу ближе от остановки Sevda Tepesi. Мы вышли на Küçüksu. От неё немного дольше идти. Координаты парковки у дворца Кючюксу GPS 41.078684, 29.065586.
Особняк Кючюксу (тур. Küçüksu Kasrı)
Особняк на азиатском берегу Босфора между реками Гёксу и Кючюксу был построен во времена правления Султана Махмуда I (1730 - 1754). Первоначально дом был деревянным. Во время правления султана Абдул-Меджида дом был разрушен и на его месте построили новый павильон Кючюксу. Особняк часто посещал Ататюрк в Республиканский период. В 1983 году здесь был открыт музей. В то утро мы были единственными посетителями музея. Вход стоил 20 лир с человека. Внутри дворца запрещена любая фото и видео съемка.
Из парка Кючюксу открываются живописные виды на Босфор (Boğazı), Мост Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) и крепость Румели Хисары (Rumeli Hisarı).
От Кючюксу до Анадолу Хисары мы решили прогуляться пешком благо идти совсем недалеко, а на улице стояла вовсе не декабрьская тёплая погода.
Анадолу Хисары (тур. Anadolu Hisarı)
История древнейшего стамбульского района Анадолу Хисары начинается с основания на азиатском берегу Босфора по приказу падишаха Баязида в 1393 году Анатолийской крепости. Крепость была построена в самой узкой части пролива, ширина которого в этом месте составляет 660 метров. В 1452 году напротив Анадолу Хисары была построена вторая крепость - Румели ХисарыКрепость Румели Хисары была построена в самой узкой части Босфора напротив крепости Анадолу Хисары по приказу Султана Мехмеда Фатиха в 1452 году за 4 месяца и 16 дней. Это были рекордные для тех времён сроки. Укрепление должно было отрезать Константинополь от Чёрного моря, чтобы подготовиться к штурму города. Ширина Босфора между двумя крепостями, стоящими на противоположных берегах, составляет всего 660 метров. После возведения второй крепости проход кораблей по Босфору стал невозможным, а узкое место пролива прозвали «перерезающим горло»., благодаря чему Босфор стал полностью контролироваться Османской империей. После падения Константинополя укрепление потеряло свою ценность. До XVII века крепость использовалась в качестве тюрьмы. Позже никому не нужная крепость пришла в полное запустение. В 1991 - 1993 годах крепость частично отреставрировали и превратили в музей, который почему-то закрыт для туристов. Координаты Анатолийской крепости в Анадолу Хисары GPS 41.082153, 29.067134.
Причал Анадолу Хисары (A.Hısari)
При входе на причал стоит жёлтый автомат Biletmatik, с помощью которого можно пополнить insambulkart. Кассы с живым кассиром мы на этом причале не увидели. Проход осуществляется через турникет, над которым есть электронное табло с расписанием ближайших рейсов. Координаты причала GPS 41.083292, 29.066734.
Мост Султана Мехмеда Фатиха (тур. Fatih Sultan Mehmet Köprüsü)
Второй Босфорский мост был открыт 29 мая 1988 года к 535-летию завоевания города и носит имя султана Мехмеда Завоевателя. Высота от проезжей части до поверхности воды составляет 64 метра. По Второму Босфорскому мосту, так же как и по Босфорскому мосту, проезд платный, а проход пешеходам закрыт из-за большой популярности моста среди самоубийц. Правда, с закрытием пешеходной зоны, самоубийства не прекратились.
На вапуре по Босфору
От Анадолу Хисары до Йороса мы решили доплыть на вапуре. Это небольшие пассажирские катера, осуществляющие перевозку по воде. До Йороса вапуры отчаливают от причала Ускудар (Üsküdar) и идут до Анадолу Каваги (A.Kavağı), делая по пути 7 остановок, одна из которых - Анадолу Хисары (A.Hısari). Напомню, что вапуры по этому маршруту ходят по расписанию и только в будние дни.
От Анадолу Хисары до Йороса на вапуре ровно час пути. Это дольше, чем на автобусах да и ходят автобусы чаще. Но по воде всё же интереснее. К тому же, прямого автобуса от Анадолу Хисары до Анадолу Каваги нет, а на вапуре без пересадок сел и плывешь, любуешься видами.
Высоко над проливом Босфор возвышаются руины древней крепости Йорос, к которой нам предстоит подняться.
Крепость Йорос (тур. Yoros kalesi)
От причала Анадолу Каваги до крепости подниматься чуть больше километра по улицам поселка. Перепад высот составляет более ста метров. Крепость закрыта к посещению. Зато вверху есть рестораны в утешение поднявшимся так высоко путникам. С холма открываются панорамные виды на Босфор. Сама же крепость в настоящее время представляет собой две полуразрушенные башни и остатки крепостной стены.
Виды от Йороса на Босфорский пролив, впадающий в Черное море, были бы потрясающими, если бы можно было подпрыгнуть выше загораживающих всё деревьев. Но тропинка доходит до башен и заканчивается тупиком. Даже обойти крепость вдоль стены не представляется возможным.
Я не знаю точно, то ли нам повезло, то ли тут так принято, но пока я пыталась подпрыгнуть, маленькая запертая дверь в крепостной стене внезапно открылась и оттуда вышел охранник. Местные спросили у него, можно ли внутрь и он, махнув рукой, пустил во двор крепости всех собравшихся здесь к тому времени. Внутри мы задержались дольше остальных, а на выходе охранник попросил чаевые. Мы с удовольствием его отблагодарили.
Отсюда взору открываются действительно прекрасные виды на Босфор и третий босфорский мост, возвышающийся у слияния Босфора с Чёрным морем.
Мост Султана Селима Грозного (тур. Yavuz Sultan Selim Köprüsü)
Строительство моста началось в мае 2013 года, а движение по мосту открылось 26 августа 2016 года. Мост является частью строящейся Северной мармарийской окружной дороги. Третий мост через Босфор стал самым широким висячим мостом в мире. Мост шириной 60 метров имеет по четыре полосы для движения автомобилей в двух направлениях и два железнодорожных пути.
Причал Анадолу Каваги (A.Kavağı)
В Анадолу Каваги мы прибыли на вапуре первым рейсом в 13:20. Из Анадолу Каваги обратно в Ускудар было почему-то всего три рейса: 7:30, 14:30 и 16:00. Подъем к крепости с её осмотром и обратный путь у нас заняли чуть больше часа. На рейс в 14:30 мы не успели, а ждать час следующего вапура не хотелось. Очень кстати у причала стоял теплоход, ждущий туристов Длинного Босфорского Тура. По расписанию он отплывает в 15:00, что было очень удобным для нас. Координаты причала в Анадолу Каваги GPS 41.173410, 29.088113.
Как я уже писала, билет на Длинный Босфорский Тур (Uzun Boğaz Turu) в одну сторону стоит 15 лир. Это несколько дороже, чем 2.60 лиры на вапур, но на наши деньги 15 лир - всего лишь 170 рублей. Немного за морскую прогулку.
В отличие от вапуров, идущих до Ускудара (Üsküdar) на азиатской стороне Стамбула, теплоход Длинного Босфорского Тура доставляет своих пассажиров к пристани Эминёню (Eminönü), расположенной напротив Ускудара на европейской стороне Босфора. Время в пути примерно одинаковое - чуть больше полутора часов, хотя вапуры и делают на две остановки больше.
Ухоженные отремонтированные домики вплотную соседствуют с заброшенными развалюхами. Таков весь Стамбул.
Отправляемся в обратный путь на теплоходе Длинного Босфорского Тура. Нам повезло с погодой. Все три декабрьских дня в Стамбуле были солнечными и по летнему тёплыми. Мы скачали аудиоэкскурсии на телефон и взяли с собой блутус наушники. Один наушник мне, второй мужу. Таким образом очень удобно слушать аудиогид вдвоём. Главное, не разбегаться далеко, чтобы наушники не начали терять друг друга.
Конец дня мы посвятили прогулке по историческому центру Стамбула - району Фатих (тур. Fatih). Включили путеводитель на телефоне и слушали исторические справки об исторических и культурных объектах вокруг нас. Зимой рано темнеет и музеи закрываются раньше. Но одна из многочисленных подземных цистерн Стамбула оказалась открытой. И мы в неё спустились, конечно же.
Цистерна Наккаш (Nakkaş)
Это небольшое византийское водохранилище расположено рядом с Площадью Султанахмет (Sultanahmet Meydanı). До цистерны пару минут пешком от Обелиска Константина (Örme Dikilitaş). В отличие от популярной цистерны Базилика (Yerebatan Sarnıcı), сюда не выстраиваются очереди. Цистерна Наккаш, предположительно, была построена в VI веке. В настоящее время внутри цистерны работает выставка, посвященная Византийскому Ипподрому, которым некогда была Площадь Султанахмет (Sultanahmet Meydanı). Цистерна находится в подвале магазина ковров Nakkaş. Вход в неё бесплатен и открыта она в часы работы магазина. Нужно просто зайти в магазин, там подскажут где лестница в цистерну. Мы были единственными посетителями.
Подземные водохранилища вместе с акведуками составляли водопроводную систему Константинополя. Про один из акведуков, акведук Валента, читайте в третьей части фотоотчёта День 3Акведук между двумя холмами города был построен в период правления императора Валента приблизительно в 368 - 375 годах. Первоначальная длина акведука составляла 1000 метров, а его максимальная высота - 26 метров. К нашему времени сохранившая часть акведука имеет длину 971 метров, а его высота за счёт культурного слоя земли стала на шесть метров меньше. По трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XIX века.. А в последней части фотоотчёта День 4Цистерна Базилика является одним из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. Находится цистерна в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии (Ayasofya Müzesi). Благодаря своим внушительным размерам и колоннам, поддерживающим сводчатый потолок, византийское водохранилище похоже на огромный подземный дворец. К настоящему времени под Стамбулом найдено более сорока древних цистерн. В цистерне Базилика хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Вода доставлялась по акведукам из источников, расположенных за пределами города. читайте о нашем посещении двух крупных цистерн, сохранившихся до наших дней: БазиликаЦистерна Базилика является одним из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. Находится цистерна в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии (Ayasofya Müzesi). Благодаря своим внушительным размерам и колоннам, поддерживающим сводчатый потолок, византийское водохранилище похоже на огромный подземный дворец. К настоящему времени под Стамбулом найдено более сорока древних цистерн. В цистерне Базилика хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Вода доставлялась по акведукам из источников, расположенных за пределами города. и ФеодосияВодохранилище было построено в период правления византийского императора Феодосия II в 428 - 443 годах. Вода, поступавшая в цистерну Феодосия по акведуку Валента, направлялась в Нимфеум, Термы Зевксиппа, Большой дворец и многочисленные фонтаны. Объём водохранилища около 11250 м³. Его длина составляет 45 метров, а ширина - 25 метров. Крышу цистерны поддерживают 32 монолитные мраморные колонны, опоясанные железными скобами. Высота колонн девять метров и они все одинаковые. Отличаются лишь капители. Это говорит о том, что строительство велось в разные для империи времена. Цистерна Феодосия была отреставрирована и открыта для посещения в 1994 году..
Посетив цистерну Наккаш, мы вернулись на Площадь Султанахмет, на которой находятся руины древнего ипподрома, и послушали рассказ аудиогида об истории Византийского Ипподрома. На этом я заканчиваю свое повествование о нашем первом полном дне в Стамбуле. Продолжение читайте в фотоотчёте Крепость Румели ХисарыТретья часть фотоотчёта о нашей поездке в Стамбул. Крепость Румели Хисары, Галатская башня..
Все четыре части фотоотчёта о нашей поездке в Стамбул ищите здесь: В Стамбул на выходныеФотоотчёт о нашей декабрьской поездке в Стамбул на выходные..
Смотрите также другие фотоотчёты о наших путешествиях
Новые отзывы
|