День 1. Стамбул

Время поездки: 5.12.2019

Идея полететь на выходные в Стамбул возникла спонтанно. Точнее, мы давно хотели посетить этот колоритный город, но как-то не получалось. Но тут муж мой случайно наткнулся на акцию у турецкого лоукостера Pegasus Airlines и сразу же купил у них билеты в Стамбул по 1200 рублей.

Вылетали из Москвы мы в четверг во второй половине дня, а обратно в Москву вернулись в воскресенье вечером. По сути, в Стамбуле у нас было всего два полных дня, вечер четверга и утро воскресенья. Это совсем мало для Стамбула, насыщенного историческими, культурными и архитектурными памятниками и музеями.

Мы не совсем правильные туристы, потому что не очень любим места, которые притягивают основную массу туристического потока. Вот и в Стамбуле дворцы и музеи, считающиеся обязательными к посещению, мы оставили на следующую поездку, решив в первый раз отдать свое время менее популярным достопримечательностям. Поэтому музейную карту Стамбула мы покупать не стали. Ходить по музеям с этой картой действительно очень выгодно и удобно, но почти все места, которые мы запланировали посетить, не входят в Museum Pass Instanbul. Про музейную карту Museum Pass Instanbul полно информации в интернете. Я лишь напишу, что стоит она на данный момент всего 220 лир, действует 5 дней и по ней бесплатно можно посетить 14 музеев. Купить мобильную версию карты Museum Pass Instanbul и ознакомиться со списоком входящих в её стоимость музеев можно на официальном сайте: Museum muze.gov.tr.

Аэропорт имени Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Uluslararası Havalimanı)

В Стамбуле в настоящее время работает два аэропорта: Новый аэропорт Стамбула (Istanbul Havalimani) и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Uluslararası Havalimanı). В Сабиха Гёкчен летают лоукостеры и не только они, но в основном здесь базируется Pegasus Airlines. Именно сюда прилетели и мы декабрьским вечером четверга 2019 года.

Из аэропорта Сабиха Гёкчен в центр Стамбула проще всего добраться на автобусах частной компании Havabus. Автобусы Havabus ходят в двух направлениях: до площади Таксим (18 лир) и до пристани Кадикёй (14 лир). Автобусная остановка находится через дорогу от выхода из терминала. Здесь же останавливаются городские автобусы.

Именно на Havabus мы и собирались ехать. Но, выйдя из аэропорта, сперва решили купить instanbulkart для оплаты проезда в общественном транспорте. А потом вдруг увидели автобус Е-9, на котором можно доехать до станции Pendik железнодорожной ветки Marmaray и поехали на нём. Правда, вышли из автобуса мы почему-то раньше времени. На остановке Pendik Köprüsü вышли, но Пендик оказался не тем. Зато рядом с остановкой находится станция метро Pendik линии М4. На метро мы и доехали сперва до мармарая, а на мармарае под Босфором до европейской части Стамбула.

Транспортная карта instanbulkart

Проезд в общественном транспорте Стамбула удобнее и дешевле оплачивать с помощью instanbulkart. Транспортной картой можно оплачивать любой вид муниципального транспорта: метро, Мармарай, трамвай, фуникулер, канатную дорогу, метробус, автобусы и водный транспорт (вапуры и паромы). В автобусах валидатор расположен при входе в переднюю дверь, рядом с водителем. В метро, трамвай, вапуры и другие виды транспорта проход осуществляется через турникеты.

Приобрести instanbulkart можно в специальных киосках вблизи остановок общественного транспорта либо в автоматах по продаже билетов. Автоматы стоят на автобусных остановках, при входе в метро и при входе на причалы, найти их несложно. Чаще всего встречаются желтые автоматы Biletmatik.

Особенность этих терминалов в том, что при покупке instanbulkart и при её пополнении они принимают только купюры и не выдают сдачи. Сама instanbulkart стоит 6 лир. В автоматах есть русский язык, но в принципе всё понятно на любом языке. Нужно выбрать пункт покупки карты и оплатить купюрой номиналом не менее 6 лир. Если номинал купюры выше, то остаток запишется на карту для оплаты проезда. Для пополнения карты надо положить её на специальное окошко, после чего на экране высветится баланс карты. При пополнении автомат тоже принимает лишь купюры и сдачи не даёт. Это немного неудобно. Иногда встречаются новые автоматы (синие), которые вроде бы должны принимать монеты и банковские карты. Но и новые синие автоматы при попытке пополнения instanbulkart писали нам, что оплата картой невозможна. Монеты принимать тоже не желали.

Одна поездка по instanbulkart на метро, трамвае, автобусе, фуникулере и на некоторых паромных линиях стоит 2.60 лиры. К тому же, по instanbulkart действуют скидки на каждую пересадку в течение двух часов после первого прохода. В стамбульском метро за пересадки необходимо платить. Городские автобусы, идущие в аэропорт, стоят 5.20 лир и на них нет скидки за пересадку. Метробус и Мармарай так же оплачиваются по отдельному тарифу.

В настоящее время Мармарай является железнодорожной веткой длиною 77 км, которая насчитывает 43 станции. Мармарай соединяет азиатскую часть Стамбула с европейской по кратчайшему пути - под проливом Босфор. На Мармарае действует прогрессивная система оплаты проезда. При входе на станцию с instanbulkart снимается максимальный тариф за проезд. На выходе надо приложить свою карту к небольшому автомату и неиспользованные деньги вернутся. Цена проезда зависит от количества остановок. Минимальный тариф - 2.6 лиры, максимальный - 5.70 лир. Автоматы по возврату денежных средств на instanbulkart за проезд на Мармарай чем-то напомнили мне урны. Найти их легко по людям, прикладывающим к ним свои карты на ходу.

Стамбульское метро

Линии, обозначенные буквой М - метро, Т - трамваи, F - подземные фуникулёры, TF - канатная дорога. Метробас и Мармарай буквами не отмечены, только цветом. Метробас это скоростной автобус, вход в который осуществляется через турникеты. Метробас идет по отдельной дороге, что позволяет ему быстро передвигаться по загруженным улицам города. Трамваи тоже отделены от остального потока транспорта и вход так же через турникеты. Пересадку из метро на трамвай не всегда легко найти на улице без навигатора, потому что толком нет указателей.

Метро в Стамбуле постоянно развивается, строятся новые линии и станции. Уже скоро обещают протянуть метро до аэропорта Сабиха Гёкчен, что значительно улучшит его доступность. Свежую карту стамбульского метро можно скачать на официальном сайте перевозчика www.metro.istanbul.

Чтобы не запутаться в стамбульском транспорте, рекомендую пользоваться маршрутами гугл карт. Правда, маршруты на общественном транспорте без интернета они строить не умеют. Но можно проложить маршрут заранее. В стамбульских гостиницах и кафе как правило есть бесплатный WI-FI. Главное, не забудьте в настройках маршрута выставить примерное время, когда вы планируете выехать. Иначе гугл карты могут предложить вам единственный возможный вариант (доехать на машине или идти пешком), если вы планируете маршрут ночью дома, например. Гугл картам известно расписание автобусов и другого транспорта, в том числе водного, так что можно просто положиться на них. Ещё для планирования маршрутов может пригодиться приложение Яндекс.Метро, в котором есть схема стамбульского метро с возможностью построения маршрутов.

Хоть в Стамбуле и нет проблем с WI-FI в гостиницах и кафе, тем не менее в современном мире куда удобнее, если интернет всегда под рукой. Интернетом можно озаботиться заранее, купив симку для путешествий, коих сейчас немало продают. Особенно это удобно, если вы часто путешествуете по разным странам. Мы же купили обычную турецкую симку за 110 лир с пакетом 7 ГБ на месяц. В аэропорту симки продавали по цене от 200 лир. Думаю в офисах операторов можно купить ещё дешевле. С интернетом всё значительно проще. Мы в основном пользовались мобильным приложением Гугл карт, которое обычно установлено в качестве системного на андроид телефонах. Как я уже писала выше, оно неплохо строит маршруты на общественном транспорте.

Улица Hüdavendigar

На три дня в Стамбуле мы остановились в отеле KAFKAS HOTEL, расположенном в самом центре города на улице Hüdavendigar, по которой проходит трамвайная линия Т1. Рядом с отелем находятся станции Marmaray Sirkeci İstasyonu и Sirkeci İstasyonu трамвайной линии Т1, а так же причал Eminönü. До площади Султанахмет от отеля 20 минут не спешным шагом.

Вид из окна нашего номера на улицу с бегущими по ней трамваями

Улица Hüdavendigar настолько узкая, что идя по ней постоянно приходится быть на чеку, чтобы успеть увернуться от быстро едущего трамвая. Хорошо ещё, что трамваи постоянно сигналят, когда проходят по этой многолюдной улице.

Уличная еда

Стамбул богат разнообразием вкусной и недорогой уличной еды, продающейся на каждом шагу. Если пробовать всё, то скорее всего обедать и ужинать здесь просто уже не захочется. Бублики с кунжутом Симит, фаршированные рисом мидии, балык экмек, кокореч, кумпир, бёрек, донер-кебаб, жареные каштаны, жареная и вареная кукуруза, тягучее мороженное Дондурма. Глаза разбегаются и ты уже не знаешь с чего начать.

Вкуснейшие жаренные каштаны здесь продают по 10 лир за 100 грамм.

Свежевыжатый гранатовый сок стоит 7 лир за маленький стаканчик, апельсиновый - 3 лиры. Невозможно устоять.

Фаршированные мидии (midye dolma) продают по 1 лире за штуку. Мы взяли 5 штук, потому что есть уже совсем не хотелось. Вот этот уличный перекус обошелся нам в 55 рублей на наши деньги.

Совсем рядом с нашим отелем среди кучи полупустых кафе и ресторанов, настойчиво зазывающих мимо проходящих туристов, приютилась местная столовая Balkan Lokantası, пользующаяся популярностью у местного населения. Здесь можно вкусно и недорого пообедать или поужинать. Обед на двоих нам обходился в 30 - 50 лир. Еда очень похожа на домашнюю. Жаль, мы не знаем названия всех этих блюд, но всё очень вкусно и сытно. Правда, алкоголя здесь не дают. С этим в Стамбуле вообще не просто. В обычных маркетах даже пиво не купишь. Может это и хорошо.

В первый день мы успели добраться из аэропорта в центр города, заселиться в отель, поужинать в ресторане Balkan Lokantası и немного погулять по городу. На этом я заканчиваю первую часть фотоотчёта о нашей декабрьской поездке в Стамбул. Продолжение читайте в отчёте В Стамбул на выходные. День 2. Босфор.

Все четыре части фотоотчёта ищите здесь: В Стамбул на выходные.