День 2. Таллин

Время поездки: 3.05.2013

Морской музей Эстонии (эст. Eesti Meremuuseum)

Второй день в Таллине мы начали с посещения морского музея в башне Толстая Маргарита (эст. Paks Margareeta), в который не успели попасть накануне. Музей, основанный в 1935 году, в настоящее время располагается на четырёх этажах башни внушительных размеров, которая была построена в 1511 - 1530 годах для защиты города со стороны моря и являлась частью Больших морских ворот. Экспозиция музея рассказывает о морской истории мирных времен и рыболовстве. Здесь представлены рыболовные снасти разных эпох, первые водолазные костюмы и вообще много всего интересного.

Дочка зависла у стенда с морскими узлами. Ей очень понравилось вязать узлы. Не уходила, пока не завязала все узлы, представленные на стенде.

Рулевая рубка траулера 1950-х годов

Броненосец береговой охраны Русалка, спущенный на воду в 1867 году в Санкт-Петербурге, 9 июля 1893 года пропал со всей командой из 177 моряков во время шторма на пути из Хельсинки в Таллин. В девятую годовщину гибели броненосца (9 июля 1902 года) на таллинском побережье, в районе Кадриорг, погибшему кораблю был открыт памятник, широко известный монумент Русалка работы скульптора А. Адамсона. Во время войны бронзовый барельеф памятника броненосцу Русалка был серьезно поврежден и в 1946 году заменен копией. Оригинал барельефа хранится в морском музее Таллина.

С открытой смотровой площадки, расположенной на крыше башни Толстая Маргарита (эст. Paks Margareeta), открываются великолепные виды на город и морской порт Таллина.

Дальше в наших планах была экскурсия по подземным ходам бастионов Таллина, на которую мы записались днём раньше в башне Кик-ин-де-Кёк, о чём я писала в первой части отчёта День 1. Таллин - Башня и музей Кик-ин-де-Кёк. До начала экскурсии ещё оставалось время и мы решили прогуляться до музея Кик-ин-де-Кёк вдоль городской стены, попутно поднимаясь на все встреченные башни, коих в городе несметное количество. Первой нам попалась башня, название которой мне запомнить не удалось.

В башне установлены механические деревянные игрушки, которые можно подергать за веревочки, нажать на рычаги либо покрутить колесо, приводя в движение разнообразные механизмы. Дочке понравилась деревянная птица, которая поднимается под купол башни вращением большого колеса.

Башня Эппинга (эст. Eppingi torn)

В следующей башне, встретившейся на нашем пути, мы обнаружили отличный интерактивный музей, посвященный средневековому оружию и снаряжению, а так же развитию фортификаций древнего Таллина. Экспозиция музея расположена на шести этажах башни. В зале на нижнем этаже можно примерить рыцарское снаряжение и в полной мере ощутить себя рыцарем в доспехах, прочувствовав тяжесть средневекового оружия.

На одном из этажей башни есть возможность прилечь отдохнуть на стилизованной средневековой постели из соломы.

А на последнем, шестом этаже, стоит копия баллисты в натуральную величину. Дочка, конечно же, покрутила всё, что крутится и подняла всё, что поднимается. Из окон башни открываются виды на Старый город. Жаль только, что окна застеклены, хороших фоток не получилось.

Далее на нашем пути были три башни, соединенные боевым ходом городской стены, по которому мы прогулялись, любуясь городом свысока, а заодно и забрались на все три башни: Нунна (Монастырская), Сауна (Банная) и Кулдяла (Золотая нога). Прикольно подниматься по темным узким крутым лестницам, ощущаешь себя настоящим средневековым жителем. С башен открываются красивые виды на городскую стену, жаль обзор немного ухудшают оконные стекла. На этажах башен никаких музейных экспозиций нет, но и вход сюда свободный.

Подземные ходы бастионов Таллина (эст. BASTIONIKÄIGUD)

Тайные ходы в земляных укрепления Таллина начали строить еще в начале 1630-х годов. В XVII - XVIII веках одновременно со строительством бастионов было прорыто множество подземных переходов, целью которых было незаметное для противника передвижение солдат и боеприпасов во время боевых действий. За века подземные лабиринты под Таллином обросли множеством легенд.

В настоящее время подземные ходы реставрируют и известные места, где можно было попасть в тайные лабиринты, замуровали. Для посещения открыты всего навсего 380 метров подземных ходов, попасть в них можно только с экскурсией. Не очень люблю групповые экскурсии, но что поделаешь. В открытых для туристов ходах расположена экспозиция музея. Экскурсия по музею предлагает посетителям путешествие во времени.

Перед спуском в катакомбы нам показали небольшой десятиминутный анимационный фильм об истории Таллина и создании бастионов, рассказанной от лица водяного. Фильм познавательный и в то же время снят с юмором. Завоевывали Ревель во все времена, захватчики приходили и уходили, а эстонцы всегда оставались - главный сюжет фильма.

После просмотра фильма мы наконец-то спускаемся в холодные сырые подземелья. Первая часть экскурсии - путешествие от настоящего к прошлому по подземному ходу, идущему в сторону Ингерманландского бастиона. Последние несколько лет подземные туннели были заброшены и в 90-х годах в них ютились бомжи. Первая же экспозиция посвящена как раз тем, кто тут жил. На большом фото на стене последний выгнанный из катакомб бомж, которого долго не могли отсюда выкурить. Рядом его восковая фигура. Судя по рассказу экскурсовода, в холодных сырых подземельях бездомные жили чуть ли не семьями.

Продвигаясь дальше по подземному лабиринту, мы попадаем в 80-е года. В те времена в катакомбах собирались панки.

В 1936 году некоторые участки катакомб оборудовали под бомбоубежище. Сюда было проведено электричество, телефонная связь, водопровод и канализация. Здесь был целый подземный город.

Экспозиция одного из залов знакомит гостей с теми временами, когда подземелья использовались как бомбоубежище. У этой бабушки с внучкой есть прототип. Девочка выросла и рассказала о своих воспоминаниях, о том, как она вместе с сотнями людей пряталась тут во время самой мощной за время второй мировой войны бомбардировки в марте 1944 года.

Следующая экспозиция музея посвящена временам Екатерины II. Тогда здесь была тюрьма, одним из узников которой был Арсений Мацеевиче, митрополит Ростовский. Митрополит жестко выступал против изъятия государством церковных земель, за что в 1763 году был сослан в монастырь, но и там он продолжил критиковать екатерининскую политику. В результате Арсений был разжалован в крестьяне и тайно привезен в Ревельскую крепость. Несмотря на престарелый возраст и не самые подходящие условия проживания в сырой темнице, Арсений продолжал жить. Императрица разгневалась на него за это и приказала перестать его кормить, после чего он и умер 28 февраля 1772 года в возрасте 75 лет. В 2000 году Арсений Мацеевич был причислен к лику святых под именем Арсения Ростовского.

Одна из легенд рассказывает о двух мальчишках, которые играли в центре города и нашли ход в подземелья. Заигравшись, они заблудились и, плутая целый день, вышли на поверхность у монастыря Святой Биргитты, который находится более чем в семи километрах от Старого города. С тех самых пор люди копают и копают, пытаясь отыскать тайный ход из города на его окраину, но до сих пор так ничего и не нашли.

В шведские времена в подземельях располагался гарнизон, которому посвящена следующая экспозиция.

В конце подземного хода нам открыли дверь в нерасчищенный пока еще тоннель, в который простым людям доступ теперь запрещён. На этом путешествие в прошлое закончилось и нам предложили вернуться обратно, чтобы совершить путешествие в будущее.

В будущее мы путешествовали в 2219 год (год тысячелетия Таллина) на так называемом поезде, который едет по очень короткому туннелю со скоростью медленно идущего пешехода. За время его движения пассажиры могут посмотреть ролик про историю Таллина на экранах, висящих над каждым сиденьем. Идет поезд по проходу, ведущему в Шведский бастион, доходит до тупика, в котором висит экран, на котором включают еще один маленький фильм про то, каким Таллин может быть в будущем.

Ещё нам показали дверь в другой проход и фотографии каких-то очень ядовитых пауков, которые живут только в подземельях и поэтому заходить туда, в неизбавленные от этих насекомых туннели, очень опасно. Обратно мы вернулись пешком, это немного быстрее, чем поездом. Зачем в катакомбах понадобилось сие современное чудо техники в виде самодвижущихся по рельсу вагончиков с экранчиками лично мне не очень понятно.

Дальше на этот день в наших планах был интерактивный музей Lennusadam, расположенный в бывших Лётных ангарах на берегу моря. Мы решили прогуляться до музея пешком, хоть это и не очень близко от Старого города. По дороге мы наткнулись на Городской музей Таллина и зашли в него.

Таллинский городской музей (эст. Tallinna Linnamuuseum)

Музей находится в историческом особняке XV века (Vene 17), который на протяжении нескольких столетий принадлежал богатым таллинским купцам. В 1963 году после предварительной реставрации этот дом стал городским музеем. Интерактивная экспозиция музея рассказывает о жизни города, начиная с самых первых поселений и до восстановления независимости Эстонии в 1991 году.

На макете города видна наполовину сгоревшая церковь Олевисте, в которой мы были днём ранее, о чём я писала в первой части отчёта День 1. Таллин - Церковь Олевисте. Эта некогда самая высокая церковь средневековой Европы простояла в таком виде до восстановительных работ долгое время.

Макет купеческого дома

Интересно, что жилым был первый этаж, а второй этаж и чердак использовались в качестве склада для хранения товаров, которые поднимали вверх специальным подъемным устройством через окно.

Кухня

При реставрации кухню в старом доме оставили в том виде, какой она была в те времена, когда здесь жили купцы.

Прототип модной ныне трёхколёсной коляски

Старый Тоомас (эст. Vana Toomas)

Существует легенда, рассказывающая о таллинском юноше по имени Тоомас. В старые времена каждую весну на площади у Больших морских ворот во время празднеств устраивались состязания лучших стрелков города. Мишенью была цветная деревянная фигурка попугая, установленная на верху высокого шеста. Самый меткий лучник становился королём стрелков и получал в награду серебряный кубок. Однажды, когда самые именитые лучники выстроились в ряд и натянули тетиву, попугай вдруг свалился наземь пронзенный неизвестной стрелой. Метким стрелком оказался юноша из бедной семьи по имени Тоомас. Юноше влетело за то, что он сорвал соревнования, а мать Тоомаса приготовилась к самому худшему.

Однако весть о метком стрелке моментально облетела весь город и вопреки ожиданиям, Тоомаса не наказали и даже приняли на службу городским стражником, что по тем временам было большой честью для простого бедняка. Меткий Тоомас полностью оправдал доверие, оказанное ему властями города, неоднократно проявляя храбрость и героизм во время сражений. В старости стражник отрастил себе пышные усы, чем стал сильно похож на фигуру солдата, украшавшую шпиль Городской Ратуши. С тех пор флюгер на Ратуше стали называть Старым Тоомасом. Горожане уверены, что пока их страж Старый Тоомас находится на своем посту и охраняет город, Таллину не грозит никакая опасность.

Во время бомбардировки города в марте 1944 года загорелся кивер башни Ратуши. По окончании войны сгоревший шпиль был реконструирован, но копия Старого Тоомаса на него была установлена лишь в 1952 году. Оригинальный флюгер хранится в Городской Ратуше. В 1996 году шпиль Ратуши реставрировали еще раз и установили на него третьего Старого Тоомаса. В городском музее Таллина находится флюгер, стоявший на шпиле Ратуши с 1952 по 1996 год.

Летная гавань Леннусадам (Lennusadam Seaplane Harbour)

Интерактивная экспозиция музея расположена в бывших лётных ангарах, которые были построены почти сто лет назад и стали одними из первых в мире железобетонными конструкциями таких размеров. Каждый экспонат в музее снабжён экраном, на который можно вывести информацию об объекте на разных языках или отправить себе на почту, чтобы изучить дома на досуге. Официальный сайт музея meremuuseum.ee/lennusadam. Адрес музея: Vesilennuki tee 6. Координаты автомобильной парковки: GPS 59.450332, 24.737587.

В музее много интересных активностей для детей и не только. Например, можно попробовать себя в качестве радиста, передав послание на азбуке Морзе, отправиться в путешествие на желтой подводной лодке, управлять радиоуправляемыми кораблями и даже совершить виртуальный полёт на гидроплане.

А ещё здесь есть целый гардероб разнообразного обмундирования, Кристинка примерила на себя почти всё. В форме можно сфоткаться и тут же отправить фото на почту. Сделано очень удобно, всё работает в автоматическом режиме. Хотя в современном мире, когда у всех телефоны с фотокамерами и интернетом, не особо нужная функция.

Подводная лодка Лембит (эст. Lembit)

Пожалуй, самый интересный экспонат музея. Субмарина была построена в 1936 году в Великобритании для Эстонского флота. В 1940 году Лембит вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, на лодке был поднят советский военно-морской флаг. Во время Великой Отечественной Войны субмарина Лембит принимала активное участие в боевых действиях на Балтике. Несмотря на солидный возраст, субмарина находится в прекрасном состоянии. С 1979 года лодка находилась на стоянке в порту Таллина и являлась музейным экспонатом, открытым для посещения. 21 мая 2011 года Лембит был поднят на берег. Лембит входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву.

Кроме экспозиции в ангарах в Леннусадаме на наружной территории музея можно осмотреть разнообразные суда, в том числе самый большой в Европе ледокол на паровом двигателе.

Суур Тылль (эст. Suur Tõll)

Ледокол был построен в 1914 году по заказу правительства России на верфи в Германии для работы в Финском заливе. Изначально был назван Царь Михаил Фёдорович в честь первого царя династии Романовых и приписан к порту Ревель. Ледокол участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. 8 марта 1917 года был переименован в Волынец в честь поддержавшего февральскую революцию Волынского полка. В том же году экипаж перешёл на сторону большевиков. В 1918 году ледокол был захвачен финскими белогвардейцами, переименован в Вяйнямёйнен (фин. Wäinämöinen) по имени героя финского эпоса и отправлен в Таллин, к тому времени занятый немецкими войсками. Находясь под финским контролем, использовался для проводки немецких кораблей.

По окончании первой советско-финской войны в результате Тартуского мирного соглашения был возвращён РСФСР. В 1922 году ледокол был передан Эстонии и переименован в Суур Тылль (эст. Suur Tõll) по имени героя эстонского фольклора. В 1941 году ледокол снова переименовали в Волынец. В период Великой Отечественной войны Волынец принимал участие в эвакуации флота из Таллина в Кронштадт. После распада Советского Союза ледокол был поставлен на вечную стоянку и в настоящее время является судном-музеем, с 1992 года снова носит имя Суур Тылль.

Все остальные суда на открытом воздухе были закрыты для посещения. Хотя дочка всё равно умудрилась на некоторые залезть, ей очень понравился этот музей.

На Леннусадам у нас ушел остаток дня и под конец мы так устали, что неспособны были возвращаться в Старый город пешком. Сначала мы посмотрели расписание автобусов City Tour, проезд на которых для нас был бесплатным по Tallinn Card. Оказалось, что последний автобус вот только что уехал. Тогда мы отправили дочку обратно в музей разузнать, как отсюда можно выбраться общественным транспортом. Она вернулась с картой, на которой были отмечены ближайшие автобусные остановки. Все они находились практически у Старого города! И вот тут случилось чудо. Приехал автобус City Tour, видимо какой-то запоздавший, мы так и не поняли откуда он вдруг взялся. На нём мы и вернулись в Старый город, по пути наблюдая за пейзажами со второго открытого этажа автобуса.

После Леннусадама уставшая дочка решила нас бросить и пошла спать, отказавшись от ужина. По вечернему Таллину мы в тот день гуляли вдвоем, а такое с нами последние 13 лет случается очень редко.

Музей марципана

Место, где впервые был приготовлен марципан, достоверно неизвестно. На звание родины марципана претендуют несколько стран: Германия, Франция, Италия и Эстония. Существуют несколько версий появления этой сладости. По одной из них причиной изобретения марципана послужил голод. Кроме миндаля попросту не из чего больше было приготовить хлеб. По другой версии марципан был изобретен в качестве лекарства от душевных расстройств. Считалось, что он благотворно влияет на нервную систему. Настоящий марципан изготавливают измельчением миндаля в пыль, после чего смешивают полученную из орехов муку с сахарной пудрой, а чтобы скрепить эту рассыпчатую массу используют патоку.

На закате мы решили погулять по Вышгороду и полюбоваться на Нижний город со смотровых площадок холма Тоомпеа. Очень романтичное место с великолепными панорамами.

Это был наш последний день в Таллине, утром мы планировали отправиться в обратный путь. Покажу немного фоток апартаментов (Sulevimägi 6), приютивших нас на эти два дня в Старом городе Таллина.

Вот и наступило наше последнее таллинское утро. Третий день в Эстонии мы решили посвятить осмотру руин монастыря Падизе и епископского замка в Хаапсалу, сделав небольшой крюк на пути к дому. Мы ещё обязательно вернёмся в этот гостеприимный средневековый город.

На этом я заканчиваю вторую часть фотоотчёта о нашей поездке в Эстонию в мае 2013 года. Продолжение читайте в фотоотчёте Три майских дня в Эстонии. День 3-1. Монастырь Падизе. Все части отчёта ищите здесь: Три майских дня в Эстонии.