Музейный комплекс военной и гражданской техники Уральской горно-металлургической компании является одним из крупнейших в мире музеев техники. Комплекс постоянно расширяется. Сейчас в него входят четыре музея и расположенная на улице открытая экспозиция. Мы купили единый билет во все четыре выставочных центра: музей военной техники, музей авиации «Крылья Победы», музей автомобильной техники и выставочный центр «Парадный расчет». Начать свой осмотр комплекса мы решили с военной техники, оставив открытую экспозицию на вечер, когда музеи уже закроются. Официальная страница музея военной и гражданской техники mkugmk.ru.
Самоходная артиллерийская установка СУ-122
Музей военной техники
Пожалуй, основной музей комплекса. Музей военной техники в Верхней Пышме Свердловской области является одним из самых крупных российских выставочных центров военно-технической направленности. Здесь можно увидеть немало уникальных экспонатов. Покажу немного фоток.
В музее военной техники
Легкий танк Т-18 (МС-1)
Первый советский серийный так. Выпускался в 1928 - 1931 годах. К началу 30-х годов составлял основу бронетанкового парка Красной армии. Но уже в середине 30-х большинство устаревших к тому времени танков Т-18 было снято с вооружения. Дожившие до начала Великой Отечественной войны Т-18 были потеряны в первые месяцы войны.
Легкий танк Т-18
Легкий танк Т-26 образца 1939 года
Т-26 был самым многочисленным танком Красной к началу Великой Отечественной войны. В первые же месяцы войны большинство танков этого типа были утеряны наравне с другими советскими танками. Здесь представлена самая совершенная модификация танка Т-26.
Легкий танк Т-26
Мотоцикл М-72
В музее организовано несколько фотозон, в которых посетители с удовольствием фотографируются. Ну и я сфоткалась на мотоцикле. Тяжёлый мотоцикл М-72 выпускался с 1941 по 1960 год как с коляской, так и в одиночном варианте. М-72 широко применялся в годы Великой Отечественной.
Мотоцикл М-72
Партизанская землянка
75-мм пушка системы Канэ
Колеса у этой пушки необычные. 75-мм корабельная пушка системы Канэ выпускалась в 1892 - 1922 годах. Пушка активно использовалась в Русско-японской войне.
75-мм пушка системы Канэ
Аэросани НКЛ-26
Аэросани НКЛ-26 выпускались в 1941 - 1959 годах. Активно применялись во время Великой Отечественной войны для проведения разведки, боевого патрулирования и курьерской службы.
Аэросани НКЛ-26
Из музея военной техники мы направились в музей, посвященный советской авиации времён Великой Отечественной войны. Нам хотелось осмотреть все выставки, ведь уже утром нас ждал обратный вылет.
Перед музеем авиации «Крылья Победы»
Музей авиации «Крылья Победы»
Экспозиция музея посвящена истории советской авиации в годы Великой Отечественной войны и размещена на двух этажах большого здания. Осмотр логичнее начинать сверху, поднявшись туда на лифте. На втором этаже размещены истребители и штурмовики, внизу - бомбардировщики. Экспозиция музея постоянно пополняется.
В музее авиации «Крылья Победы»
Истребитель ЯК-3 и авиастартер АС-1
Як-3 был создан в 1943 году ОКБ Яковлева путём модернизации оправдавшего себя в боях истребителя Як-1. Конструкторам необходимо было повысить живучесть, лётные характеристики и мощность нового самолёта. Первый серийный истребитель ЯК-3 сошёл с конвейера 1 марта 1944 года. Выпуск самолёта был прекращён лишь в 1946 году. Авиастартер АС-1 на шасси ГАЗ-АА производился в 1932 - 1935 годах и предназначался для запуска двигателя лёгких винтовых самолётов. Несмотря на появление более перспективных конструкций, применялся в годы Великой Отечественной войны.
Истребитель ЯК-3 и авиастартер АС-1 на шасси ГАЗ-АА
Истребитель ЯК-9У
Як-9У стал одной из самых удачных модификаций советских самолётов периода Великой Отечественной. Среди летчиков-истребителей Як-9У получил прозвище «убийца».
Истребитель ЯК-9У
В бой идут одни старики
Истребитель И-15
Советский одномоторный истребитель-полутораплан был создан в 1933 году под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова. Серийно выпускался в 1934 - 1936 годах. 23 октября 1933 года лётчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял самолёт И-15 в воздух и достиг скорости 350 км/ч, что стало самым высоким результатом среди всех советских истребителей того времени.
Истребитель И-15
Истребитель И-16
Самолёт выпускался с 1939 по 1941 год и был одним из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Вплоть до начала 1942 года был основным истребителем военно-воздушных сил Красной армии. В музее представлен И-16 тип 24 с двигателем М-63.
Истребитель И-16
Нижний этаж музея
Бомбардировщик Ту-2С
Двухмоторный советский бомбардировщик, выпускавшийся с 1943 по 1952 год. Массовое поступление Ту-2С в армию началось лишь весной 1944 года. Бомбардировщик Ту-2С активно экспортировался. Самолёт использовали ВВС Польши, Болгарии Румынии, Венгрии и Китая. По совокупности лётно-технических характеристик Ту-2С может считаться лучшим пикирующим бомбардировщиком СССР во второй Мировой войне.
Бомбардировщик Ту-2С
Многоцелевой самолёт ПО-2
Решение создать новый учебный самолёт для будущих лётчиков было принято в 1925 году. Многоцелевой биплан У-2 был создан в 1927 году под руководством Н. Н. Поликарпова. В 1944 году после смерти своего создателя был переименован в ПО-2. Серийно биплан выпускался с 1929 до 1953 год, став одним из самых массовых самолётов в мире. Всего было изготовлено 33 тысячи таких машин. Самой известной модификацией был У-2 ЛНБ - лёгкий ночной бомбардировщик. Именно на У-2 ЛНБ воевали лётчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского полка, прозванные «ночными ведьмами». Самолёт был известен в народе как «Кукурузник» из-за активного применения самолёта в сельском хозяйстве.
Многоцелевой самолёт ПО-2
Тут мы начали понимать, что на этот музейный комплекс и целого дня мало. Следующим музеем по нашему плану был автомобильный. Он оказался огромным.
Музей автомобильной техники
Музей автомобильной техники Уральской горно-металлургической компании «ХХ век АВТО» обладает крупнейшей в России коллекцией ретро автомобилей, мотоциклов и велосипедов. На четырёх этажах музея представлена 130-летняя история автомобильного транспорта. Первый этаж посвящен автомобилям конца XIX – начала XX века, второй и третий этажи - истории отечественного автомобилестроения, на четвертом этаже размещена обширная экспозиция, посвященная мотоциклам и спортивной технике.
Перед музеем автомобильной техники
В музее автомобильной техники
Benz Patent-Motorwagen
Первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен Карлом Бенцом в 1885 году и имел одноцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Столь экстравагантный трёхколёсный экипаж выпускался в 1886 - 1893 годах, но не получил широко распространения из-за неустойчивости.
Первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
Talbot 15 HP Type 4DB, 1908 год
Renault Type AG-1 (9 CV) Taxi
Renault Type AG был разработан в 1905 году. В 1907 году вышла его модификация AG-1 с увеличенной до семи лошадиных сил мощностью двигателя, которая выпускалась до 1914 года и активно использовалась в качестве такси. К 1914 году из десяти тысяч парижских такси около 80 процентов составляли машины этой модели. Счётчик прикольный у неё.
Renault Type AG-1 (9 CV) Taxi
Brewster Knight Model 41 Town Car, 1915 год
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Один из первых автомобилей компании Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost стал одним из самых знаменитых автомобилей марки благодаря умелому маркетингу. Широко известное имя «Серебряный призрак» первоначально принадлежало автомобилю с номером шасси 60551, но вскоре с подачи прессы распространилось на всю серию. Именно эта модель завоевала компании блестящую репутацию. Выпускался с 1906 по 1926 год.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Ford Model T
Автомобиль, ставший символом века массовой автомобилизации. Ford T, получивший в народе известность как «Жестяная Лиззи» (англ. Tin Lizzie), был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Производился с 1908 по 1927 годы.
Ford Model T
Генри Форд «посадил Америку на колёса», сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным. Ford T стоил почти на треть меньше, чем самый дешевый автомобиль других марок. Достичь этого позволила конвейерная сборка и упрощение конструкции автомобиля. Ford Model T выпускался во многих странах мира, став первым всемирным автомобилем.
Цены с 1909 по 1925 годы
Ford Model TT
Heinkel Kabine Typ 150
Настолько маленькая, что ей хватило места на лестничной клетке музея. Заходить в неё надо спереди. Heinkel Kabine Typ 150 выпускался с 1956 по 1958 год.
Heinkel Kabine Typ 150
Фотозона
Или зона отдыха перед занявшей два огромных этажа экспозицией, посвященной развитию отечественного автомобилестроения.
В музее автомобильной техники
ГАЗ-03-30
Культовый советский служебный автобус малого класса. Выпускался на шасси грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ на Горьковском автобусном заводе в 1933 - 1941 и в 1945 - 1950 годах. В довоенное время был самым массовым советским автобусом. Применялся не только как служебный, но и на регулярных маршрутах. На сегодняшний день известно только о шести таких сохранившихся автобусах.
ГАЗ-03-30
ГАЗ-М1
Советский легковой автомобиль, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год и пришедший на смену модели ГАЗ-А. Литера «М» - в честь Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод. М1 обычно называли «Молотовец Первый». В народе автомобиль получил прозвище «Эмка».
ГАЗ-М1
ГАЗ-М20В «Победа»
Гараж особого назначения
Копейка
«Моргуновка» СМЗ С-3А
Четвёртый этаж музея с велосипедами, мотоциклами и спортивной техникой мы пробежали мимоходом, ибо уже немного устали, да и велосипедов было как-то слишком много. К тому же, надо было успеть в последний на этот день музей.
Выставочный центр «Парадный расчет»
В экспозиции выставочного центра «Парадный расчет» представлены ходовые образцы военной техники периода 1930 - 1940-х годов. Экспонаты этой выставки ежегодно 9 мая принимают участие в торжественном шествии в честь Дня Победы в Верхней Пышме. Экспозиция разделена на три тематических блока: Довоенные парады СССР, Парад 7 ноября 1941 года и Парад Победы 24 июня 1945 года. Открытие центра «Парадный расчет» состоялось 24 июня 2020 года в день 75-летия проведения Парада Победы на Красной площади.
Тяжёлый танк КВ-1с образца 1942 года
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года
Самый многочисленный довоенный танк Красной армии. Применялся в годы гражданской войны в Испании, в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, в Советско-финской войне. Большая часть танков Т-26 была потеряна в начале Великой Отечественной войны.
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года
Тяжёлый танк КВ-1 образца 1939 года
Однобашенный тяжёлый танк был разработан в КБ Кировского завода и назван в честь маршала Клима Ворошилова. В 1941 - 1942 годах броня КВ-1 не могла быть пробита орудиями противника, но были проблемы с трансмиссией и проходимостью танка, которые устранили в модификации КВ-1с. Танки КВ применялись до конца Великой Отечественной войны.
Тяжёлый танк КВ-1 образца 1939 года
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года
Тяжёлый танк ИС-2 образца 1943 года
Танк ИС, названный в честь И. В. Сталина, по мощности и бронезащите превосходил все танки Второй Мировой войны. Активно применялся в боевых действия в 1944 - 1945 годах. Позже был модернизован. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года.
Тяжёлый танк ИС-2 образца 1943 года
Средний танк Т-34-85 образца 1944 года
Модернизация танка Т-34-76. Благодаря новой пушке ЗИС-С-53 пробивал 100-мм броню вражеских танков с расстояния 1 метр. Эти танки успешно применялись с весны 1944 года в наступательных операциях по всему советско-германскому фронту. Состоял на вооружении Российской армии до 1993 года.
Средний танк Т-34-85 образца 1944 года
Средний танк ОТ-34-85 образца 1944 года
Мы успели осмотреть последний в нашем списке музей комплекса как раз к закрытию. Хорошо, что открытая экспозиция работает дольше. Все посетили уже разъехались, и мы гуляли здесь в одиночестве. В наших планах ещё были паровозы, к ним мы и направились.
Станция «Узловая»
9 мая 2015 года на территории комплекса была открыта экспозиция, посвященная подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Открытая выставка паровозов с подвижными составами размещена на семи железнодорожных путях воссозданной по старой фотографии 1943 года станции «Узловая». Замечательная выставка. Но какая-то путаница с обозначением паровозов: на табличке перед паровозом написано одно, на самом паровозе - другое. Я в них запуталась.
Паровоз Ea № 2780
Паровоз Ов № 4171
Товарный паровоз «Ов» является модернизированной версией знаменитой серии паровозов «О». Паровозы серии «Ов» производились с 1908 по 1915 год на Коломенском, Брянском, Луганском, Путиловском, Сормовском и Харьковском заводах. В 1925 году выпуск этих паровозов был возобновлен на Луганском заводе и продолжался до 1928 года.
Паровоз Ов № 4171
Паровоз Эу № 686-09
Паровоз был выпущен в 1929 году на Брянском паровозостроительном заводе. В 1935 - 1938 годах паровоз работал на Северо-Донецкой дороге. В 1941 году был вывезен и уже в апреле находился на Московско-Курской дороге. Пострадал при бомбежках и был отправлен на Оренбургский паровозоремонтный завод. С 1945 года работал на Сталинградской и Приволжской железных дорогах. С 1970 года находился в резерве. В 2013 году паровоз был передан в коллекцию музея в Верхней Пышме.
Паровоз Эу № 686-09
Мы были самыми припозднившимися посетителями в тот день. Уходили последними. Вызвали такси и уехали обратно в Екатеринбург в бар Три Толстяка. Утром нас ждал перелёт домой.