Предыдущую часть фотоотчёта о нашем путешествии по Дагестану читайте здесь: Гуниб с картины АйвазовскогоГунибское плато, село Гуниб, Гунибская крепость. Пятый день нашего семейного автопутешествия по потрясающему Дагестану.. А я продолжу свой рассказ. Так стремительно летит время в путешествиях. Как же хочется иногда хоть немного замедлить его ход. Настал шестой день нашего путешествия. Предпоследний день в Дагестане для нас и последний - для нашей старшей дочери. Вечером её ждал самолёт. Перед её вылетом мы решили погулять по Махачкале. Рано утром, собрав вещи и сдав ключи от нашей квартиры в ГунибеГуниб раскинулся на Гунибском плато на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря. Над селом возвышается одноименная старая крепость. Мы жили в центре Гуниба в жилом доме у торгового дома «Гуниб» на площади имени Имама Шамиля., мы сели в машину и отправились в столицу Дагестана.
В первый день мы ехали в ГунибГуниб раскинулся на Гунибском плато на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря. Над селом возвышается одноименная старая крепость. Мы жили в центре Гуниба в жилом доме у торгового дома «Гуниб» на площади имени Имама Шамиля. от Сулакского каньонаСулакский каньон расположен в центральной части Дагестана и является одним из самых глубоких каньонов в мире и глубочайшим каньоном Европы. Глубина каньона достигает 1920 метров, а его протяженность составляет 53 километра. в темноте и могли лишь догадываться, какая красота окружает нас на горных дорогах. Зато теперь не нужно было никуда спешить, с небосклона светило яркое солнце, и ничто больше не мешало останавливаться на каждом шагу в настолько впечатляюще красивых местах, что хотелось запечатлеть в памяти всё.
Из Гуниба в Махачкалу
Мы наконец-то нашли время подняться на башню, мимо которой ездили три дня, но утром всегда спешили, а вечером уже было темно. Слишком рано садится солнце зимой.
Гунибская ГЭС и башня Андалал
От ГунибаГуниб раскинулся на Гунибском плато на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря. Над селом возвышается одноименная старая крепость. Мы жили в центре Гуниба в жилом доме у торгового дома «Гуниб» на площади имени Имама Шамиля. до Гунибской ГЭС (GPS 42.431523, 46.987214) меньше одиннадцати километров по живописной дороге, идущей вдоль реки Кара-Койсу и Гунибского водохранилища, образованного на ней плотиной.
Гунибская ГЭС была построена в 2000 - 2005 годах и стала верхней ступенью каскада из двух гидроэлектростанций на реке Кара-Койсу. В 2004 году Гунибская ГЭС получила имя народного поэта Расула Гамзатова. Рядом с плотиной возвышается башня Андалал, сооруженная в честь победы всех народов Дагестана в войне с иранским завоевателем Надир-Шахом в 1734 - 1743 годах.
На смотровую площадку башни ведёт открытая каменная лестница. Вход на неё свободный. Сверху открываются панорамы долины реки Кара-Койсу и виды на водохранилище и плотину.
Место, где мы часто разворачивались
Муж на развилке (GPS 42.438748, 47.010267) недалеко от Гунибской ГЭС постоянно уезжал прямо вверх, а не немного левее вниз. В Махачкалу можно было ехать и по этой дороге, но мы выбрали другой, на наш взгляд более живописный, маршрут мимо Ирганайского водохранилища. И снова уехали не туда. Удивительно, но буквально от съезда на этой дороге лежит снег. То есть дорога выглядит абсолютно иначе. Благодаря этому мы сразу понимали, что заехали куда-то не туда.
Ущелье реки Кара-Койсу
Зато с этой дороги открывается вид на место, приглянувшееся нам ещё в первое наше утро в дагестанских горах. Тогда, увидев отвесные берега ярко-синей реки и перекинутый через неё металлический мост, мы не смогли проехать мимо. И в этот раз снова остановились прогуляться тут.
Это место (GPS 42.443854, 47.014721), как и многие другие, не входит в список дагестанских достопримечательностей. В стране гор куда не брось глаз, везде настолько красиво, что охватить всё нереально. Вот и мимо ущелья реки Кара-Койсу туристы проезжают мимолётно бросив взгляд.
Здесь на реке Кара-Койсу Гергебильской плотиной образовано второе после Гунибского водохранилище - Гергебильское. Гергебильская ГЭС была построена в 1931 - 1940 годах и стала первой гидроэлектростанцией в Дагестане. За трудовую доблесть Гергебильской ГЭС присвоено имя Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева.
По мере приближения к Ирганайскому водохранилищу цвет и сложение окружающих нас гор меняется. Мы будто попадаем в другой не менее красивый мир. Качество дагестанских дорог, кстати, отличное. Конечно, к труднодоступным небольшим высокогорным аулам может не быть асфальтированной дороги, но даже в такие места ведут неплохие грунтовки.
Кара-койсу, вдоль которой от начала Гуниба вьётся наш путь, впадает в Аварское Койсу и дальше дорога ведёт нас по берегу Аварского Койсу.
Ирганайское водохранилище
Водохранилище было создано в 2008 году после окончания строительства плотины Ирганайской ГЭС, ставшей советским долгостроем (гидроэлектростанцию строили с 1977 года). Ради заполнения водоёма пришлось полностью переселить село Ирганай и частично - сёла Зирани и Майданское. Из-за спешки, с которой происходило затопление, под водой вместе с имуществом оказались десятки домов не успевших переехать местных жителей.
На дороге мы заметили указатель на Туристический хаб (GPS 42.67418, 46.8843) и решили остановиться. Оказывается, в Дагестане с прошлого года начали открывать объекты с инфраструктурой для туристов с таким витиеватым названием. Хаб на Ирганайском водохранилище представляет собой смотровую площадку, кафе и сувениры. Отсюда открываются отличные виды на водохранилище.
100 лет ДАССР
Похоже, столетие образования своей республики дагестанцы отпраздновали с размахом. Такие транспаранты в Дагестане повсюду.
После плотины перед Ирганайской ГЭС наш маршрут уводит нас от реки Аварское Койсу направо к Гимринскому тоннелю. Отсюда до Махачкалы ещё почти восемьдесят километров.
Гимринский тоннель
Самый длинный автодорожный тоннель в России. Его протяженность составляет 4303 метра. Тоннель проложен в толще Гимринского хребта на глубине до девятисот метров. Строительство тоннеля началось в 1979 году для обеспечения возведения Ирганайской ГЭС и затянулось на долгие годы. С 1991 года тоннель работал в режиме временной эксплуатации и лишь после масштабной реконструкции был окончательно сдан в эксплуатацию в 2012 году.
Вынырнув из длинного подземного тоннеля, первым делом бросается в глаза то, как кардинально изменились окружающие пейзажи. Горы здесь совсем другие. Они будто ниже и зеленее.