Флаг Греции

Время поездки: 6.05.2017

В регионе Ираклион к южному побережью острова выходят два недлинных живописных ущелья, идущих параллельно друг другу. Одно из них, ущелье всех святых Агиофараго, мы уже проходили в апреле 2015 года, о чём я писала в фотоотчёте Крит в апрелеАгиофараго переводится с греческого как Святое Ущелье. С древних времён это ущелье было пристанищем ордена отшельников. Они селились здесь в пещерах в целях уединения от суеты мирской. Говорят, что в Ущелье Святых какое-то время жил апостол Павел. Отшельники, жившие в пещерах каньона, не общались не только с внешним миром, но даже между собой. В настоящее время в ущелье обитает всего лишь один отшельник. Хотя местные жители утверждают, что их там намного больше. Но отшельники не показываются любопытным туристам. Как и тысячи лет назад, они ни с кем не общаются.. На сегодня в наших планах была прогулка по второму ущелью, Мартсало. Дорога на ущелья Агиофараго и Мартсало расходится в разные стороны у монастыря Одигитрии (GPS 34.97354, 24.7998). Здесь же кончается асфальт. От монастыря ко входам в ущелья ведут грунтовые дороги. На Мартсало нужно ехать по дороге, уходящей вправо.

Дорога к ущелью Мартсало

Грунтовая дорога к ущелью Мартсало

Ущелье Мартсало (греч. Φαράγγι Μάρτσαλο)

Живописная горная грунтовка на ущелье Мартсало вывела нас к абсолютно пустой парковке у церкви (GPS 34.9415, 24.77024). Кроме нас желающих прогуляться по ущелью в столь прекрасную майскую погоду никого не нашлось. В двухстах метрах ниже есть ещё одна парковка (GPS 34.9424471, 24.7713022), но спуск к ней довольно-таки крутой. Мы не рискнули ехать вниз на нашей машине.

Верхняя парковка у ущелья Мартсало

От парковки мы спустились ко входу в ущелье, решив, что широкая тропа выведет нас по дну каньона к морю.

Вход в ущелье Мартсало

Ущелье Мартсало

Однако буквально через пару сотен метров мы вышли к отвесной пропасти, у которой тропа наша закончилась. Спуститься в этом месте вниз без снаряжения нереально. Нам пришлось вернуться обратно.

Но всё-таки информация в интернете о том, что ущелье легко проходимо, оказалась правдой. Выйдя из ущелья, мы без труда нашли обходную дорогу, идущую сверху. Отсюда открываются шикарные виды на ущелье и синее море, к которому выходит каньон Мартсало.

Над обрывом

У спуска в ущелье Мартсало

Ущелье с высоты птичьего полёта

Вид на ущелье Мартсало сверху

А вокруг ни души. Лишь горные козы прячутся от палящего солнца в тени скал.

Козы в ущелье

Козы в ущелье Мартсало

Вниз ведет крутая лестница, вырубленная в скале. А ведь обратно придётся возвращаться тем же путём. Лестница привела нас к церкви Панагии Мартсалианис (греч. Μάρτσαλο Παναγία), построенной внутри горы. Эта церковь в своё время служила убежищем для христиан, желавших укрыться от завоевателей.

У церкви

У церкви Панагии Мартсалианис в ущелье Мартсало

Характерной особенностью ущелья Мартсало является пальмовая роща Теофраста. Это одна из немногих финиковых рощ этого вида на Крите.

Пальмовая роща Теофраста

Пальмовая роща Теофраста в ущелье Мартсало

Вездесущие козы

Козы в ущелье Мартсало

После церкви облагороженная дорога пропала. Тропу нам найти так и не удалось. Спускаться пришлось по камням, проверяя каждый свой шаг.

Ущелье Мартсало

Тем не менее спуск оказывается не таким уж сложным, каким виделся нам сверху. Очень быстро мы добрались до пальм, в тени которых решили остановиться отдохнуть и перекусить отельными ланчами. Детям очень понравилось играть среди пальм. Идти дальше под палящее солнце уже никому не хотелось.

После спуска тропа до пляжа вьётся по дну ущелья и никаких трудностей больше не представляет.

Ущелье Мартсало

А вот и море! Всё-таки здорово, когда ущелье выводит к пляжу. Ощущения волшебные.

Пляж в ущелье Мартсало

Семейное селфи

Водичка в море оказалось ледяной. Намного холоднее, чем на озере КурнасПресноводное озеро Курнас - самое крупное озеро естественного происхождения на Крите. Оно расположено на восточных склонах горного хребта Лефка-Ори. Озеро окружено горами и лишь с одной стороны озера расположились таверны с пляжами и сувенирные магазинчики (GPS 35.33222, 24.27944). и пляже ПанормоПляж нам понравился. Ничего необычного, но много мягкого песка и удобный вход в море. Дети были в восторге, они вдоволь накупались и наигрались. Температура воды оказалась на удивление комфортной для мая., где мы уже успели покупаться в эти дни. В бухте Мартсало рискнули поплавать только средняя дочка с папой. Старшая опять села рисовать.

Рисунок пляжа в ущелье Мартсало

Рисунок старшей дочки

Отдохнув на пляже, мы отправились в обратный путь, в конце которого нам придётся подниматься в гору. Но других вариантов эвакуироваться с пляжа Мартсало найти не удалось.

В ущелье Мартсало

Снова у обрыва над ущельем

У спуска в ущелье Мартсало

Протяженность ущелья Мартсало составляет всего два километра. На его прохождение с отдыхом на пляже и возвращением к машине у нас ушло около четырёх часов. До вечера оставалось немало времени, возвращаться в отель не хотелось. Посовещавшись, мы решили поехать на красный пляж Матала. Красный он, конечно, сильно условно. Зато в скалах, окружающих бухту, древними людьми были вырублены пещерные комнаты, которые точно должны понравиться детям.

Матала (греч. Μάταλα)

Про бухту Матала я уже писала в моём фотоотчёте Крит в апрелеСчитается, что пещерные комнаты в скалах, окружающих бухту, были вырублены древними людьми многие тысячелетия назад в эпоху неолита. Пещеры использовались для древних захоронений, либо тут находился скальный монастырь. В древние времена в Матале был порт, часть которого затонула в результате природных катаклизмов. Теперь это одно из излюбленных мест дайверов.. Тогда мы были здесь втроём, без младших. Как и ожидалось, девчонкам очень понравилось лазить по вырубленными в скале комнатам. Перед пляжем есть большая платная парковка (GPS 34.9937, 24.75047). Проход к пещерам тоже платный. Со скал открываются восхитительные виды на бухту.

Пляж Матала из пещеры в скале

Вид на пляж Матала из комнаты, вырубленной в скале

По мнению ученых, пещерные комнаты в скалах, окружающих бухту, были вырублены многие тысячелетия назад в эпоху неолита. Предполагается, что пещеры использовались для древних захоронений. В древние времена в Матале был порт, часть которого затонула в результате природных катаклизмов. Теперь это одно из излюбленных мест дайверов.

Пляж Матала со скал

Вид на пляж Матала со скал

Наши маленькие исследовательницы

В скальных пещерах Матала
На скалах Матала

В 1960-е годы пещерные комнаты в скалах Маталы облюбовали хиппи из разных стран мира. Какое-то время в пещерах жили музыканты Кэт Стивенс, Боб Дилан и Джони Митчелл. В результате Матала стала местом паломничества их поклонников. Со временем властям надоело обилие паломников в поселке и хиппи были изгнаны из пещерного города, а пещеры огородили забором и свободный доступ в них был закрыт. Теперь за осмотр комплекса с туристов собирают дань.

Пляж Матала со скал

Вид на пляж Матала со скал

На этом я заканчиваю четвертую часть своего фотоотчёта о нашем небольшом автопутешествии по солнечному острову в мае 2017 года. Продолжение читайте в фотоотчёте Ущелье КатоликоВ пятой части фотоотчёта о нашем семейном путешествии по солнечному греческому острову расскажу о прохождении ущелья Католико с его заброшенным монастырем и кристально прозрачной голубой водой неприступной бухты, а также о посещении потрясающего маленького пляжа, именующегося «Чёртова гавань»..

Все части рассказа и карту Крита с отмеченными местами, которые мы посетили в мае 2017 года, ищите здесь: Крит за 13 днейКозьими тропами всей семьей или две майские недели на Крите. Фотоотчёт о нашем семейном автопутешествии по солнечному греческому острову Крит..