Начало моего рассказа читайте в первой части Столица ПоморьяСеверный морской музей, Архангельский краеведческий музей. Первый день в Архангельске.. А я продолжу. Во второй наш день в Архангельске, День строителя, наш профессиональный праздник, мы решили поехать в музей деревянного зодчества под открытым небом. Случайно так совпало.
То утро встретило нас дождем. Мы хотели доехать до музея на автобусе, но кто-то долго завтракал. Ждать под дождем следующего автобуса не хотелось. Да и времени слишком много терялось при таком раскладе. До Малых Корел автобус 104 ходит по расписанию примерно раз в сорок минут. От морского-речного вокзала до центрального входа музея «Малые Корелы» ехать примерно 22 км. На машине это всего полчаса, а на автобусе почти час. Мы вызвали такси.
Музей «Малые Корелы»
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы» был основан в июле 1964 года. В архитектурно-ландшафтной экспозиции музея представлено более ста памятников деревянного зодчества XVI - XIX веков, привезённых сюда из разных деревень и сёл Русского Севера. Огромная территория музея поделена на несколько секторов в соответствии с историко-культурными районами: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский. Официальный сайт музея: www.korely.ru.
В приложении izi.TRAVEL есть несколько бесплатных экскурсий по музею деревянного зодчества «Малые Корелы». Мы часто пользуемся этим аудиогидом в наших поездках. По Малым Корелам тоже с ним гуляли.
У главного входа расположен самый большой сектор музея - Каргопольско-Онежский. Чтобы попасть в остальные три сектора, нужно перейти через речку по одному из двух переходов.
Кстати, музей «Малые Корелы» назван по имени находящейся около него деревни Малые Карелы. Казалось бы, раз по имени деревни, то и путаницы с буквами «О» и «А» быть не должно. Но путаница есть. Неправильное написание имени музея в интернете через букву «А» встречается тут и сям. Дело в том, что в названии деревни буква «О» со временем заменилась на «А». В названии музея было решено оставить букву «О». По территории музея протекает река Корелы.
Колокольня конца XVI века
Колокольня была построена в XVI веке в селе Дрокованова Кулига Устюжского уезда Двинской трети. В 1968 году колокольню из Красноборского района перевезли в Каргопольско-Онежский сектор музея. Колокольня является одним из древнейших сооружений на Русском Севере и объектом культурного наследия федерального значения.
Дом-двор Полуянова Ф. А.
Дом Полуянова Ф. А. построили в 1880-е годы в деревне Гарь Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Дом был перевезён из Каргопольского района в 1972 году и восстановлен на территории Каргопольско-Онежского сектора музея.
Дом-двор Третьякова М. А.
Дом-двор Третьякова М. А. был построен во второй половине XIX века в деревне Гарь Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В 1974 году дом перевезли в Каргопольско-Онежский сектор музея и отреставрировали. В настоящее время внутри дома располагаются музейные экспозиции, рассказывающие о быте северян того времени.
Церковь Вознесения Господня
Церковь Вознесения Господня была построена в селе Кушерека Кушерецкой волости Онежского уезда Архангельской губернии в 1669 году. Церковь перевезена в Каргопольско-Онежский сектор музея из Онежского района в 1972 году. В 2006 году церковь была вновь освещена. В августе 2022 года в храме проводились ремонтные работы по кровлям.
Дом-двор Пухова А. Ф.
Дом был построен в первой четверти XIX века в деревне Большой Халуй Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В 1974 году Дом-двор Пухова А. Ф. перевезли из Каргопольского района на территорию музея в Каргопольско-Онежский сектор и восстановили. В 2011 – 2012 и в 2017 годах в доме снова проводились реставрационные работы. Сегодня в доме располагаются музейные экспозиции и выставки.
Ветряная мельница-шатровка
Мельница была построена в 1902 году в Онежском уезде Архангельской губернии. Ветряная мельница принадлежала Кожеозерскому Богоявленскому мужскому монастырю. На территорию Каргопольско-Онежского сектора музея деревянного зодчества из деревни Кожпосёлок Онежского района мельницу перевезли в 1972 году.
Оказывается, не все ветряные мельницы одинаково устроены. Я о некоторых особенностях не знала. В общем, мы тут зависли. Мы снова настолько надоели своим присутствием служащему музея, что тот даже предложил нам подняться на закрытый для посетителей этаж. Это когда все, кроме нас, в очередной раз разбежались. В основании мельницы находится четырехстенный сруб. Здесь расположено мельничное оборудование. Снизу доверху мельницу пронизывает вертикальный вал.
А вот там наверху находится верхний амбар мельницы с крыльями, представляющий собой поворотное устройство.
К длинным выпускам нижних брёвен наклонно крепятся четыре бревна, сходящихся внизу в одно. С помощью этой системы верхний амбар мельницы-шатровки разворачивают в зависимости от направления ветра. Такие мельницы-шатровки отличаются высокой производительностью. На Русском Севере мельницы-шатровки появились значительно позже мельниц-столбовок. Ещё эти завезенные из Европы мельницы часто называют «голландками». В Нидерландах такие ветряные мельницыДо наших дней хорошо сохранились все девятнадцать мельниц и сегодня Киндердейк является одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей Нидерландов. В 1997 году комплекс ветряных мельниц в Киндердейке был занесен в список всемирного наследия Юнеско. стали настоящим прорывом инженерной мысли, позволившим успешно бороться с затопленными низменностями.
Ветряная мельница-столбовка
Столбовки на Русском Севере были более распространены, чем шатровки. Если у шатровок к ветру поворачивают лишь верхнюю часть, то у столбовок - весь мельничный амбар, установленный на неподвижный фундамент. Это принципиальная разница между этими двумя типами мельниц.
Ветряная мельница из Шенкурского района
Мельница-столбовка была построена в XIX веке в деревне Немировская Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 1972 году мельницу перевезли в Северо-Двинской сектор музея.
Ветряные мельницы-столбовки из Мезенского района
На фото две ветряные столбовые мельницы на высоком фундаментном столбе, построенные в XIX - начале XX веков в Мезенском уезде Архангельской губернии. Мельницы восстановлены в Мезенском секторе. Разворот мельницы на ветер осуществляется с помощью воротила (наклонного бревна).
Полдня погода была противно пасмурной с то и дело грозящимся начаться дождём. Зато к вечеру в небе наконец-то стало проглядывать солнце, озаряя всё вокруг своими тёплыми лучами. Но к этому времени нескончаемые деревянные дома нам уже успели немного надоесть.
Дом-двор Ермолиной М. В.
Дом был построен в 1880-е годы в деревне Кривецкая Великодворской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. В 1981 году дом перевезли в Северо-Двинской сектор музея.
Церковь во имя Святого Георгия
Георгиевская церковь построена в 1672 году в Верхнетоемской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии и относится к типу шатровых храмов. Является объектом культурного наследия федерального значения. Из села Вершины Верхнетоемского района на территорию музея в Северо-Двинской сектор храм перевезён в 1972 году.
Две церкви на территории музея и обе в лесах. На мой взгляд, именно эти деревянные храмы являются одними из самых интересных объектов музея. В церкви во имя Святого Георгия, стоящей в Двинском секторе, в августе 2022 года проводились противоаварийные работы по кровле шатра.
Часовня Ильи Пророка
Ильинская часовня была построена в XVIII веке в деревне Мамонов остров Каргопольского уезда Олонецкой губернии. В Каргопольско-Онежский сектор музея часовню из Плесецкого района перевезли в 1972 году.
Колокольня из Онежского района
Колокольня была построена на средства прихожан вместо обветшавшей колокольни в 1854 году в селе Кушерека Кушерецкой волости Онежского уезда Архангельской губернии. Относится к типу шатровых колоколен. В 1972 году колокольню перевезли на территорию музея в Каргопольско-Онежский сектор и провели на ней восстановительные работы.
Мы потратили на этот замечательный музей под открытым небом, расположенный в живописных местах, весь день. Нам пора уже было возвращаться в город.
Обратно мы поехали на автобусе 104. На этот раз всё как-то удачно сложилось, и нам вообще не пришлось его ждать. Народу в маленьком автобусе было много, практически битком. И всё же это очень круто, прокатиться на автобусе из детства с кондуктором в домашних тапочках, отрывающим билетики от бобины.