Флаг Абхазии

Время поездки: 16.10.2021

На последний день в Абхазии у нас был запланирован поход по каньону реки Хашупсе. Увидев фотки ущелья в интернете, мы сразу поняли как хотим туда попасть. Я сильно сомневалась в успешности этого мероприятия, но мой муж был твёрдо уверен, что проблем при прохождении Хашупсинского каньона не возникнет.

Ущелье реки Хашупсе начинается от места слияния рек Жеопсе и Сандрипш (GPS 43.430978, 40.121163), образующих вместе реку Хашупсе. Мы оставили машину немного выше по течению реки Сандрипш на дороге у съезда к Хашупсинскому каньону под рекламным плакатом (GPS 43.42483, 40.13561). До входа в каньон можно доехать на джипе, петляя то по руслу реки Сандрипш, то по её берегам с разных сторон. Мы прошли этот путь около полутора километров пешком. Вода в речке Сандрипш была кристально прозрачной, а её глубина не доходила даже до колена.

Река Сандрипш

Абхазия. Река Сандрипш.

На берегах реки Сандрипш

Абхазия. На берегах реки Сандрипш.

Но река Жеопсе принесла к месту слияния с рекой Сандрипш воды серо-молочного цвета. Таким образом, река Хашупсе, образованная прозрачной рекой Сандрипш и мутной Жеопсе, получилась серо-голубой.

Место слияния рек Жеопсе и Сандрипш

Абхазия. Место слияния рек Жеопсе и Сандрипш.

Здесь мы немного застряли. Найти брод в абсолютно непрозрачной воде, не видя дна и идя на ощупь по скользким камням, оказалось непростой задачей. Мужу пришлось переодеться в плавки и стать первопроходцем. Мы знали, что часть пути придётся идти по воде, поэтому взяли с собой купальники. На ногах у всех, кроме мужа, были треккинговые сандалии. Муж захотел идти в пляжных шлёпанцах.

Хашупсинский каньон

На этой фотографии дочка стоит в прозрачных водах реки Сандрипш. Справа в Сандрипш впадает молочная Жеопсе, а впереди виден каньон Хашупсе с уже совершенно непрозрачной серой водой.

Начало каньона реки Хашупсе

Абхазия. Место слияния рек Жеопсе и Сандрипш.

Мы попытались перейти реку сперва с одного берега, потом с другого. В итоге муж нашёл брод, где ему было по пояс. Пришлось и остальным облачаться в купальники. Правда, раздевались мы зря. Каким-то образом, взяв чуть правее или левее, не знаю точно, дочка перешла реку вообще по колено, а мы с младшей прошли за ней почти не намочив плавок.

Вброд через Хашупсе

Абхазия. Река Хашупсе.

Пока папа ищет брод

Потом мы переходили молочно-серую Хашупсе ещё несколько раз, но таких глубоких мест больше не было вплоть до начала теснины, предшествующей самой красивой теснине каньона. Но даже там, наверное, мы бы прошли в шортах. Ну старшая дочка точно прошла бы.

В ущелье реки Хашупсе

Абхазия. Река Хашупсе.

Наши младшие

Вот туда надо идти

Где-то там за теми камнями вдали прячется невообразимо красивое место Хашупсинского ущелья. Честно говоря, я до последнего не верила, что у нас это получится, пройти здесь. По отзывам в интернете, глубина воды в реке Хашупсе сильно зависит от времени года, дождей и паводков. Притом уровень воды может подниматься внезапно и настолько высоко, что выплыть из теснины не получится и придётся замерзать в холодной воде.

Первопроходец

Муж сходил вперёд, всё разведал и уверенно позвал нас за собой. Младшая дочка уже успела замёрзнуть в ледяной воде горной реки и идти отказалась, решив остаться на берегу рисовать. Мы пошли втроём. В теснине было ещё холоднее, так что хорошо, что дочка осталась. Но нас троих тянуло вперёд, а желание дойти до цели, видимо, согревало.

Меж двух скал в горной реке

Дошли

И я попала в кадр

Здесь скалы сдвигаются настолько близко друг к другу, что река Хашупсе между ними становится совсем узкой. Сверху каньона можно пройти по полке в скале, но недалеко. Также можно идти дальше внизу по воде, но если верить интернету, там глубже и уже не так красиво. Мы не пошли.

Хашупсинская теснина

На мой взгляд, это самое потрясающее место Абхазии из тех, которые мы видели. И при этом легкодоступное в сухое время года.

На всём протяжении нашего похода мы встретили всего лишь одного человека. Пока мы фоткались в этой потрясающей теснине, внезапно прибежал рыжий паренёк в одних шортах, сфоткал быстренько виды на телефон и убежал обратно. Сказал, что пришел сюда один. Это к вопросу о доступности ущелья. У меня создалось впечатление, что он сюда по дороге между дел забежал. У нас же на Хашупсинский каньон ушло полдня.

Мы здесь застряли. Всё никак не могли насладиться видами. И всё же там на берегу у входа в теснину нас ждала младшая дочка. Пора было возвращаться.

В обратный путь

Абхазия. Каньон реки Хашупсе.

Вот в этот момент в самом глубоком месте у мужа слетел тапок с ноги и его тут же унесло течением прямо мимо нас с дочкой, но мы не рискнули догонять шлёпанец. Зато сразу при выходе из воды мужа уже ждал другой тапочек. Хоть и не той модели, зато подходящего размера и как раз на оставшуюся без обуви правую ногу. Сервис у них тут на высоте, ничего не скажешь.

Новый тапочек на правой ноге

В сезон сюда возят организованные экскурсии. В месте слияния двух рек, где начинается ущелье реки Хашупсе, на высоком берегу реки Сандрипш есть кафе, где мы встретили лишь свободно пасущихся буйволов и остатки каких-то пиршеств.

Буйвол на берегу реки Сандрипш

Абхазия. Буйвол на берегу реки Сандрипш.

Богомол (лат. Mantis religiosa)

Такого красавца мы заметили у реки Сандрипш в конце нашего пути. Хищник здесь на кого-то охотился.

Богомол на берегу реки Сандрипш

Абхазия. Богомол у реки Сандрипш.

Совсем недалеко от Хашупсинского каньона находится ещё одно очень красивое ущелье, которое зачастую именуют Малым Хашупсинским каньоном. Но здесь протекает река Сандрипш. Рекой Хашупсе она становится только после слияния с рекой Жеопсе ниже по течению. Небольшой каньон реки Сандрипш тоже потрясающе красив и при этом легкодоступен. Пройти к нему можно не замочив ног, но заплатив за вход. Ущелье находится на территории рыбного хозяйства «Христофор» (GPS 43.42583, 40.15222).

Пруд в рыбном хозяйстве

Абхазия. Заброшенный катамаран в форелевом хозяйстве на пруду.

В кафе форелевого хозяйства нам, взяв с нас плату за проход по сто рублей с человека, предложили на обратном пути пообедать у них. Но мы не стали. От парковки до ущелья (GPS 43.42416, 40.15805) идти недалеко. Не больше километра по ровной тропинке.

Сандрипшский каньон

Здесь тоже не было никого, кроме нас. Мы гуляли в полной тишине. Очень люблю такие места. Хотя летом тут может быть многолюдно.

Каньон реки Сандрипш

По сравнению с Хашупсе, вода в реке Сандрипш была кристальна прозрачна и имела ярко голубой цвет. Восхитительно. При небольшой глубине хорошо просматривалось дно реки. Но нам уже не хотелось переобуваться обратно в сандалии, а тем более - мочить кроссовки. «Хватит на сегодня хождения по рекам», - решили мы.

Сандрипшский каньон

А девчонкам больше всего понравилось прыгать через речку Сандрипш, упакованную перед входом в ущелье в бетонные блоки. Сандрипш здесь ещё совсем маловодная.

Над рекой Сандрипш

Абхазия. Прыжок через реку Сандрипш у теснины.

Отказавшись от прогулки вдоль ущелья по дну реки, мы поднялись наверх в заросший мхом заколдованный осенний лес. Отсюда открываются виды на теснину с высоты птичьего полёта.

Лес над Сандрипшским ущельем

Абхазия. Лес над Сандрипшским ущельем.

Девчонки наши

Абхазия. Сандрипшский каньон.

К сожалению, время в путешествиях пролетает мимолётно. Вот опять, не успели мы оглянуться, а уже закат на носу. Мы проголодались, но очень хотелось до темна успеть увидеть ещё немного абхазской красоты напоследок. Поэтому вместо кафе мы поехали на пляж с Белыми скалами.

Белые скалы Цандрыпша

Пляж Белые скалы Цандрыпша давно приобрёл популярность у туристов и фотографов. Это единственное на всём черноморском побережье как Абхазии, так и России, место, где у моря обнажены огромные пласты белого известняка. Лестница (GPS 43.366496, 40.104138) к пляжу находится на выезде из посёлка Цандрыпш практически у дорожного знака, обозначающего конец населенного пункта.

На Белых скалах Цандрыпша

На этом я заканчиваю восьмую часть, ставшую последней в моём рассказе об Абхазии. Продолжение читайте в завершающей части Олимпийский паркДень возвращения домой. Уже Россия. Сочи. Олимпийский парк и финал RDS GP., в которой мы, перейдя границу, гуляли по Сочи перед перелётом в Москву.

Все части фотоотчёта о нашем небольшом осеннем автопутешествии ищите здесь: Абхазия в октябреФотоотчёт о нашем небольшом семейном автопутешествии по Абхазии на осенние каникулы..