Флаг Абхазии

Пещера Абрскила

Время поездки: 14.10.2021

Прошло больше половины нашего путешествия, в котором ТкуарчалПятый день нашего семейного путешествия по Абхазии. Ткуарчал, Акармара, акармарские водопады: Великан, Ирина и Святой. стал крайней точкой в Абхазии. Теперь мы уже двигались обратно к границе с Россией. Но у нас оставалось ещё три дня в Абхазии и два места из нашего списка обязательных к посещению: Отапская пещераПещера, перед входом в которую выдают резиновые сапоги, потому что придётся идти по подземной речке, глубиной в некоторых местах почти до колен. и Хашупсинский каньонНа мой взгляд, самое потрясающее место Абхазии из тех, которые мы видели. И при этом легкодоступное в сухое время года.. Из гор Акуаска мы отправились в пещеру, перед входом в которую рекомендовано надеть резиновые сапоги.

Свинья на дороге

Я уже писала про коров, которых совсем несложно встретить на любых абхазских дорогах. Однако и свинья, спокойно переходящая дорогу, тут не такая уж и редкость.

Абхазия. Свинья на дороге.

До Отапской пещеры (GPS 42.920573, 41.554654) от поворота с главного шоссе Абхазии, в этих местах именуемого Абжуйским, идёт хорошая асфальтированная дорога мимо села Моква с древним Моквским храмом (GPS 42.834880, 41.507523). Но мы то ночевали в Эко-доме в горах Акуаска, который находится в десяти километрах от Абжуйского шоссе на дороге в Тукарчал, идущей параллельно дороге в село Отап.

В общем, Яндекс.навигатор проложил нам несколько вариантов коротких маршрутов по дорогам с неровностями напрямую к параллельной дороге с Моквским храмом и мы решили не ездить кругами. Я уже писала в первой части отчётаК таким внезапностям, как проваленные люки, ямы или провалы в асфальте, быстро привыкаешь. Но никогда не угадаешь, что ждёт тебя впереди. И навигатор, зараза, молчит, будто ты на тракторе едешь. Хорошая ровная асфальтированная дорога может временами невзначай прерываться. Прям совсем. И неизвестно надолго ли. А дальше всего через пару километров может быть опять красивый асфальт или огромные булыжники и ямы. Поэтому, если навигатор вдруг предлагает альтернативный маршрут с крюком в несколько километров через Сухумское шоссе, а вы на легковом автомобиле, лучше соглашайтесь на крюк., что если вы не на внедорожнике, то в Абхазии лучше так не делать, потому что хороший ровный асфальт здесь имеет тенденцию внезапно временно прерываться и никогда не знаешь, что будет дальше. Но мы всё же проехали даже на нашей пузотёрке, хотя это было непросто. Несколько раз приходилось выходить и расчищать дорогу от камней. Не раз хотелось развернуться, от чего нас останавливало только то, что больше половины пути мы проехали, что обратно в горку по такой дороге не факт, что въедем и что у Моквского храма точно будет асфальт, о чём мы знали по отзывам.

Моквский собор (абх. Мықәтәи акафедралтә уахуама)

Собор в селе Моква (GPS 42.834880, 41.507523) построен в 60-х годах X века абхазским царём Леоном III. До XVII века в храме размещалась кафедра моквских епископов. Во времена османского периода, когда турки насильно внедряли среди абхазского населения ислам, Моквский храм был разграблен и долгое время стоял в запустении.

Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы

Абхазия. Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы.

В середине XIX столетия собор отремонтировали. В храме была усыпальница абхазских князей Чачба. С 1902 года здесь располагался женский монастырь. Но после революции храм снова был разграблен и заброшен. Собор отреставрировали в 1986 году к его тысячелетию. Большой урон храму нанесла Грузино-абхазская война. В настоящее время Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы является действующим. Он был открыт для прихожан в 2002 году.

Мы не верующие и поэтому знать не знали, что приехали в Моквский собор в праздничный день. Это уже потом мы поняли, что 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. У храма гостеприимные абхазы пригласили нас внутрь, чтобы батюшка окропил нас Святой водой, а потом ещё позвали на трапезу, от которой мы вежливо отказались. Туристов, кроме нас, здесь больше не было. Когда мы хотели уже уходить, нам посоветовали подняться на руины башни, с которой открываются живописные виды на собор и на место слияния рек Моква и Дуаб. Оказывается, у башни сохранилась старая разбитая каменная лестница, ведущая наверх снаружи по стене.

Руины башни у Моквского собора

Абхазия. Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы.  Руины башни.

Вид с башни

Абхазия. Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы. Вид с башни на ворота.

На башне у Моквского собора

Абхазия. Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы. Наверху башни.

Хурма и другие плодовые деревья растут в Абхазии повсюду. Здесь очень много заброшенных домов с цветущими пока ещё садами.

Деревья вдоль дорог

Абхазия. Деревья вдоль дорог.

От Моквского собора до пещеры в селе Отап (GPS 42.920573, 41.554654) мы добрались без приключений по прекрасной асфальтированной дороге. Пещеру часто называют по имени поселения, в котором она расположена - Отапской. Но эта пещера носит имя героя абхазской мифологии, богатыря Абрскила.

Пещера Абрскила

В селе Отап находятся две пещеры, открытые к посещению: Отапская (пещера Абрскила) и Голова Отапа. Пещера Голова Отапа (GPS 42.921788, 41.538450) более молода и, судя по отзывам, менее интересна, чем пещера Абрскила (GPS 42.920573, 41.554654), поэтому мы решили начать с пещеры Абрскила.

Вход в пещеры Отапа возможен только с экскурсией. Цена билета - 250 рублей в каждую из пещер. В обеих пещерах по дну течёт подземная речка, но в пещере Абрскила маршрут проходит прямо по воде, а в пещере Голова Отапа - по проложенным для туристов мостикам. Во вторую пещеру мы в итоге не пошли, поэтому про неё знаю только то, что прочитала в интернете.

Нам повезло. Когда мы подъехали к парковке у пещеры, услышали, что нам кричат поторопиться, если не хотим ждать следующей группы. Мы поспешили, конечно. Утром, кроме нас, было всего трое желающих попасть в пещеру. Нам не пришлось ждать и при этом в пещере было совсем мало людей. Когда мы вышли на свет, к пещере как раз привезли огромную группу туристов на автобусе. Вывод: рано вставать полезно. Ну это мы уже очень давно поняли.

Перед входом в пещеру стоят рядами чёрные резиновые сапоги. Лучше их обуть, если не хочется промокнуть в ледяной воде подземной реки. По воде проходит практически весь экскурсионный маршрут протяженностью более километра. В некоторых местах глубина доходит чуть ли не до колен. Так что можно и в сапогах воды начерпать, если быстро передвигаться. Самый маленький размер сапог сорок первый. У троих из нас размер ноги тридцать седьмой, но, несмотря на это, в сапогах было вполне комфортно.

Экскурсия по большей части проходила в формате: «А это ещё один зал, теперь давайте пройдём дальше». Но самое основное экскурсовод нам рассказал. От него мы узнали, что пещера названа в честь абхазского мифологического героя Абрскила, имевшего смелость восстать против бога Анцва, и навечно заточённого за это как раз в Отапской пещере.

После осмотра последнего зала пещеры наш гид просто ушёл, предложив всем включить фонарики на телефонах и выключив за собой освещение. Зато в темноте все довольно-таки быстро выбрались из подземелья, не задерживаясь пофоткаться у каждого сталагмита. Неплохо придумано.

Пещера нам понравилась своей необычностью. Всё-таки не в каждой пещере перед входом выдают резиновые сапоги, чтобы топать в них по подземным рекам. Мы впервые в такую попали. Ехать в пещеру Голова Отапа, расположенную всего в полутора километрах от пещеры Абрскила, уже никому не хотелось. «Хватит с нас пещер на сегодня», - решили мы и отправились дальше.

Геотермальная скважина

В маленькой Абхазии много разнообразных источников. Некоторые из них хорошо и красиво обустроены, другие не очень, потому что не ремонтировались примерно с советских времён. Мы не планировали посещать такие места. Но сероводородный гейзер (GPS 42.760866, 41.453124), расположенный в Очамчырском районе на Абжуйском шоссе, виден с дороги. Проехать мимо него мы не смогли. И не зря!

Вид на источник с дороги

Абхазия. Геотермальная скважина около Очамчыры. Вид с дороги.

Съезд на грунтовку к источнику находится на полузаброшенной дороге, делающей небольшой крюк вокруг гейзера. Подъехать можно прямо к скважине и, судя по всему, на любой машине. Но в самом начале грунтовки нам попалась большая лужа неизвестной глубины, которую мы не рискнули мерить на нашей пузотёрке. Поэтому мы оставили машину чуть дальше съезда у старого моста через реку Моква, с которого вниз ведёт тропинка к источнику. Параллельно этой старой дороге проходит новая, но проехать можно и здесь. Собаки, забытые дороги и мосты - такова сейчас Абхазия.

Забытая дорога

Абхазия. Дорога к геотермальной скважине около Очамчыры.

Старый мост

Гейзер представляет собой одну из скважин, пробуренных в советское время. Скважину планировали использовать для отопления домов в близлежащих сёлах, но почему-то забросили. Сейчас сложно сказать, что произошло и почему горячий гейзер больше никому не нужен. Со временем конструкция обросла минеральными отложениями и приобрела необычный вид.

Геотермальная скважина

Абхазия. Геотермальная скважина около Очамчыры.

Из под земли на высоту около четырёх метров фонтаном бьёт горячая вода вперемешку с холодной. Прям слоями - спереди сильно горячая, а в середине - сильно холодная. Очень прикольно постоять под таким природным контрастным душем.

Радуга в источнике

У нас проскользнула мысль, что сюда кто-то когда-то зачем-то провёл водопровод и открыл два крана: холодный и горячий. А потом напрочь позабыл про это место и свои планы на него. Место совершенно дикое, не оборудованное, хотя небольшую купель у гейзера кто-то соорудил. Местные любят здесь принимать горячие и даже грязевые ванны.

Под контрастным душем

Абхазия. Геотермальная скважина около Очамчыры.

Геотермальная скважина

На источнике мы зависли надолго. Особенно понравилось стоять под струями воды. Но нам хотелось всё же и в море наконец покупаться, ведь наше маленькое путешествие безумно быстро стремилось к завершению. Немного посовещавшись, мы решили поехать в Кындыг с его необычной средневековой крепостью на берегу моря, планируя совместить приятное с полезным: не только искупаться, но ещё пообедать в кафе у крепости и осмотреть интересную достопримечательность.

У старой генуэзской крепости мы первым делом зашли в Кафе Крепость (GPS 42.786643, 41.290245), ведь все уже проголодались. С веранды кафе открывается живописный вид на пляж внизу. В этом месте вдоль моря идёт обрывистый берег. Море штормило и спускаться к нему нам как-то расхотелось. Увидев, как мы удивились беспокойному морю, хозяйка кафе сказала: «Так оно сегодня везде такое! А вы откуда? - после горячего источника мы же были мокрые будто только вышли из моря, но мы почему-то ответили: из Москвы». Было смешно.

Пляж у Кындыгской крепости

Абхазия. Пляж у Кындыгской крепости.

В Кафе, кстати, кроме его хозяйки никого не было. Мы приехали в четвёртом часу дня и к этому времени посетители уже закончились, съев почти всю еду, поэтому нам пришлось заказать всё, что осталось: порцию жаренной барабульки, две порции солянки и что-то ещё. Нам хватило и было вкусно. А пока еда готовилась, мы успели осмотреть руины древней твердыни.

Крепость Сан-Томмазо

Крепость (GPS 42.786808, 41.289637) в селе Кындыг стоит на высоком берегу Чёрного моря у места впадения в него небольшой речки. Кындыгская крепость была построена в XIII веке и является одним из древнейших укреплений генуэзского периода в Абхазии. Названа крепость в честь Святого Фомы. Именно так с итальянского переводится «Сан-Томмазо».

Кындыгская крепость

Абхазия. Кындыгская крепость.

В 70-х годах при проведении раскопок было обнаружено ядро, застрявшее в одной из стен крепости. После взятия твердыни турками во второй половине XV века и установления на этих землях Османского правления, крепость была заброшена. Видимо, ядро осталось тут после последнего штурма крепости.

Ядро в стене крепости

Кындыгская крепость

Абхазия. Кындыгская крепость.

В крепости

Остановиться на ночь в этот раз мы решили где-нибудь в Сухуме, а так как солнце ещё не село, а плавать в море уже не хотелось, мы решили, что до вечера успеем увидеть средневековый каменный мост, понравившийся нам по фоткам и находящийся недалеко от Сухума на улице Чанба.

Беслетский мост

Мост Царицы Тамары (GPS 43.030752, 41.076261) в Сухуме называют Беслетским по имени реки Басла (Беслетка), через которую он перекинут. Красивый арочный мост из камня, скрепленного прочным известковым раствором, был построен в XI - XII веках в период Грузинского царства и имел тогда важное торговое и стратегическое значение.

Абхазия. Беслетский мост.

Рядом с мостом остались руины двух башен. Их использовали в качестве печей для обжига извести.

Руины печей у Беслетского моста

Абхазия. Руины башни у Беслетского моста.
Абхазия. .

В полукилометре от моста находится Беслетская ГЭС (GPS 43.032970, 41.072699), построенная в 1905 году. По отзывам, попасть на её территорию можно, договорившись со сторожем. Мы на всякий случай доехали до ворот, но никого там не увидели.

Солнце садилось, и мы решили уже ехать в забронированную в Сухуме гостиницу Семь Гор. Мини-отель нам понравился. Два двухместных номера обошлись нам в две тысячи рублей, притом один из номеров нам дали четырёхместный, потому что хозяева уже начали делать ремонт в других номерах. Номера в двухэтажном маленьком отеле уютные и чистые. Выход из номера один со стороны окна через общий балкон. На улице оборудована неплохая кухня с посудой и техникой. Удобно.

Отель Семь Гор в Сухуме

Абхазия. Отель Семь Гор в Сухуме.

На этом я заканчиваю пятую часть своего рассказа. Продолжение читайте в следующей части Храм АмбараСедьмой день нашего семейного путешествия по Абхазии. Пляж и парк в Новом Афоне, Храм Амбара и бухта Амбара..

Все части фотоотчёта о нашем небольшом осеннем автопутешествии ищите здесь: Абхазия в октябреФотоотчёт о нашем небольшом семейном автопутешествии по Абхазии на осенние каникулы..