«Город-призрак» и водопады

Время поездки: 13.10.2021

Пол-отпуска пролетело моментально, как обычно и бывает в путешествиях. На пятый день в наших планах был единственный в Абхазии город, находящийся не на побережье, а в горах. В этой маленькой стране много заброшек. Практически вся страна такая. Но именно Ткуарчал получил известность как абхазский город-призрак. Туда мы и отправились. Почему-то мне очень хотелось увидеть этот опустевший город и акармарские водопады, славящиеся своей красотой.

В окружённый со всех сторон горами Ткуарчал ведёт одна единственная автомобильная дорога. Во времена СССР в Ткварчели ходили поезда. В этих горных местах было налажено железнодорожное сообщение. Сейчас на шумных в прошлом станциях не осталось даже рельсов. Участок железной дороги от Очамчыры до Ткуарчала полностью заброшен.

Дорога в Ткуарчал
Абхазия. Дорога в Ткуарчал.

Ткуарчал находится всего в 25 километрах от прибрежного Очамчыры. Немного не доезжая Ткуарчала, мы заметили мост через горную речку Галидзга (абх. Аалдзга), и решили остановиться погулять по живописным местам.

Абхазия. Мост через реку Галидзга (абх. Аалдзга) по дороге в Ткуарчал.
Абхазия. Мост через реку Галидзга (абх. Аалдзга) по дороге в Ткуарчал.
Абхазия. Мост через реку Галидзга (абх. Аалдзга) по дороге в Ткуарчал.

До самого центра Ткуарчала от поворота с Абжуйского шоссе ведёт дорога с неплохим асфальтированным покрытием по живописной долине реки Аалдзга. На пустой осенней автодороге создавалось впечатление некой нереальности.

Ткуарчал (абх. Тҟәарчал)

Ткуарчал является самым молодым городом Абхазии. В советское время город носил грузинское название Ткварчели. Статус города Ткварчели получил в 1942 году. В его состав вошли близлежащие шахтёрские посёлки. Если сам Ткуарчал всё-таки не так уж и похож на город-призрак, то относящиеся к нему районы, такие, как посёлки Акармара, Джантуха, Поляна, стали настоящими призраками. Но и там до сих пор живут люди.

Ткварчели являлся крупнейшим индустриальным центром советской Абхазии, основной отраслью которого была добыча угля. Здесь находилось восемь угольных шахт. Кроме того, в Ткварчели работало несколько заводов и фабрик, выпускающих разнообразную продукцию от строительных материалов до одежды и продуктов питания. Во время Великой Отечественной войны, когда Донбасс оказался в руках фашистов, именно уголь из Ткварчели стал топливом для кораблей Черноморского флота.

Большинство зданий в Ткварчели построены немецкими военнопленными. Советское руководство не скупилось при планировании и застройки шахтёрского города, благодаря чему в кавказских горах вырос красивый город с неординарной архитектурой и развитой инфраструктурой. В Ткварчели даже был свой санаторий с радоновыми ваннами.

Непоправимый урон Ткварчели нанесла Грузино-абхазская война. Взять город грузинским войскам не помогли даже постоянные артиллерийские обстрелы, в результате которых пострадали далеко не только промышленные объекты, была разрушена значительная часть города. Ткуарчал пережил тяжелейшую блокаду в 413 дней, которая стала ужасной трагедией для местного населения. Не успевшие эвакуироваться люди умирали от голода, болезней, бомбардировок. В 2008 году абхазскими властями городу Ткуарчалу было присвоено почетное звание «Город Герой». В советское время население Ткварчели составляло сорок тысяч человек. В настоящее время в Ткуарчале проживает около пяти тысяч человек.

Благодаря горному рельефу, Ткварчели чётко разделён на верхнюю и нижнюю части, которые связывали между собой кольцевая автомобильная дорога и, для удобства жителей, канатная дорога, не действующая с 1993 года. Практически при въезде в город слева от дороги расположена заброшенная железнодорожная станция Ткуарчал (GPS 42.844306, 41.673973) и напротив неё через дорогу - нижняя станция канатной дороги.

Нижняя станция канатной дороги
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак.

К стаям собак на улицах абхазских городов быстро привыкаешь. Вот и в Ткуарчале за нами сразу же увязалась свора бродячих псов. Хорошо, что эти животные не проявляют агрессии к людям. Да и особо голодными и обделёнными они не выглядят. Но определённую атмосферу в обезлюдевшем городе создают.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак.
Природа берёт своё
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак.

Станция Ткуарчал

Станция в Ткварчели на участке железной дороги, связывающей Очамчиру с Ткварчели, была открыта в 1940 году. Именно отсюда во время Великой Отечественной войны доставляли уголь в Очамчиру, расположенную на побережье Черного моря. Вокзал на станции, архитектура которого впечатляет даже в запущенном состоянии, построили уже после войны.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожный вокзал Ткуарчал.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожная станция.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожная станция.

В результате обстрелов Ткуарчала грузинскими войсками во время блокады города здание вокзала сильно пострадало и с тех пор вот уже почти тридцать лет стоит заброшенным. Несмотря на это железнодорожный участок Очамчыр - Ткуарчал полностью закрыли всего несколько лет назад. Пассажирского сообщения здесь нет уже много лет, но уголь до недавних пор перевозили.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожная станция.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожная станция.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожная станция.

Ткуарчалуголь

Абхазская компания Ткуарчалуголь несколько лет занималась в этих местах добычей угля, что являлось основой экономики современного Ткуарчала. Однако уголь добывался открытым способом, в связи с чем загрязнялась река Аалдзга, на которой стоит Ткуарчал. Из-за недовольства этим обстоятельством местных жителей работа компании была остановлена.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак.

Несмотря на статус города-призрака, сам Ткуарчал похож на него не больше, чем другие города Абхазии. Люди здесь живут. Работают школы, больница, магазины. На автостанции Ткуарчала вообще довольно-таки многолюдно. В городе даже есть кафе и гостиница. Со слов местного жителя, не так давно на всех домах сделали новые крыши, так что теперь можно нормально жить, раз ничего не течёт.

Верхняя станция канатной дороги

Верхняя станция (GPS 42.845654, 41.683408) расположена рядом с дворцом культуры имени Гулия. Отсюда открываются виды на нижнюю часть Ткуарчала с полностью заброшенными промышленными зданиями Ткуарчальской ГРЭС.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Верхняя станция канатной дороги.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Верхняя станция канатной дороги.

Из Ткуарчала мы отправились в Акармару, до которой от Ткуарчала ведёт уже не слишком хорошего качества дорога длиной около восьми километров. Но мы без особых проблем добрались даже на нашей малюсенькой машине.

Железнодорожный мост

Для доставки угля из шахт на обогатительную фабрику в Ткуарчале в горах проложили железную дорогу. Для неё в скалах были прорублены тоннели, а над ущельями возведены грандиозные арочные мосты. Уникальный железнодорожный мост через реку Галидзга являлся единственным в Советском союзе изогнутым арочным мостом.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожный арочный мост через реку Галидзга.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожный арочный мост через реку Галидзга.
Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожный арочный мост через реку Галидзга.

Смотровая площадка

Предприимчивые абхазы построили над пропастью вот такую неординарную смотровую площадку (GPS 42.840424, 41.697522). Обычно, за возможность полюбоваться видами с таких импровизированных площадок берут по 20 рублей с человека, но в октябре здесь никого не было. Несмотря на внешне ненадежную конструкцию, мы осмелились подняться. Оказалось, что за огромными пальцами ни черта не видно. А арочный мост намного лучше просматривается с дороги неподалеку от огромной длани.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Смотровая площадка на железнодорожный мост.

По дороге в Акармару встречается немало высоких железнодорожных мостов, перекинутых между скалами.

Абхазия. Ткуарчал. Абхазский город-призрак. Железнодорожный мост в горах.

Акармара

Посёлок Акармара был основан в 1938 году. В 1942 году вместе с другими посёлками вошёл в состав нового города Ткварчели. В советской Абхазии закрытый шахтёрский посёлок считался «элитным». Ныне крупный в прошлом центр добычи каменного угля практически опустел.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.

Но и в этом ставшем никому не нужном месте живут люди. Сейчас жители посёлка заняты в основном туристическим бизнесом. Акармара расположена в потрясающе красивых местах, созданных природой. Здесь находятся радоновые источники и живописные водопады. На въезде в Акармару (GPS 42.857999, 41.773071) дежурили местные на джипах, готовые за отдельную плату отвезти всех желающих к водопадам. Но сначала мы решили сходить к железнодорожной станции Акармары.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.
Бывшая больница
Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак. Здание заброшенной больницы.
Заброшенный дом
Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак. Заброшенный дом.

К станции, с которой в советском прошлом добытый уголь отправляли в Ткварчели, ведёт дорога с остатками асфальта, который лучше всего сохранился на автомобильном мосту через Галидзгу.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.
Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.

Станция Акармара

Сейчас уже ничто не напоминает, что когда-то в этих местах шли железнодорожные пути. Всё вокруг поросло травой. Но здание вокзала и в таком состоянии выглядит красивым.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.
Вокзал Акармары
Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.
Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак.

В это сложно поверить, но в доме на заднем плане с новой крышей в некоторых квартирах живут люди. Дома с новыми крышами и пустыми глазницами черных окон смотрятся удручающе.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак. Заброшенные дома.

Наверное, самый живой дом Акармары. Новая крыша и на многих окнах новые рамы. Со слов местного жителя, в Акармаре сейчас живёт около 13 - 15 семей. До распада СССР население посёлка составляло пять тысяч человек.

Абхазия. Акармара. Абхазский город-призрак. Жилой дом.

Вернувшись к машине, оставленной у въезда в Акармару (GPS 42.857999, 41.773071), мы решили отправиться к Акармарским водопадам на джипе, воспользовавшись предложением местных предпринимателей. Поездка обошлась нам в три тысячи рублей. По дороге водитель рассказал много интересного об Акармаре.

Акармарские водопады

В экскурсию входило три расположенных неподалеку друг от друга водопада: Святой, Ирина, Великан. До Святого можно доехать на легковом автомобиле. До Великана с Ириной ведёт настолько разбитая горная грунтовка с огромными ямами на крутых подъёмах, что мы, пожалуй, не справились бы даже будь у нас полноприводный автомобиль. Для езды по таким дорогам необходим хоть какой-то опыт.

На дороге перед тоннелем находится экопост (GPS 42.86357, 41.78185), на котором местные собирают экосбор за проезд к трём акармарским водопадам в размере двухсот рублей с человека. Наш водитель утверждал, что на эти деньги они хотят асфальтировать дорогу.

Все три водопада принадлежат одной горной реке Худзга, являющейся притоком реки Аалдзга, и находятся друг над другом. Самый верхний - Ирина, внизу - Святой. Первым водопадом на нашем маршруте стал Великан. Тропы к водопадам Великан и Ирина расходятся в разные стороны у парковки (GPS 42.88388, 41.80794), до которой нас довёз местный водитель. К водопадам мы ходили одни. Сначала, по совету нашего водителя, спустились к Великану, а вернувшись, поднялись к Ирине.

Великан (абх. Адау)

Неудивительно, что этот водопад, не столь давно открытый к посещению, пользуется популярностью у туристов. Возможно, именно благодаря местным красотам, в эти места со временем вернётся жизнь. Великан высотой около ста метров является самым высоким водопадом Абхазии. Кроме своих размеров, этот водопад интересен тем, что за ним можно спокойно пройти по широкому уступу в скале, с которой он падает. Потрясающее творение природы.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.

Когда мы пришли, с водопада как раз уходила последняя на этот день экскурсионная группа. В таких местах да ещё и без людей вокруг время будто останавливается. Уходить не хотелось.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.

Мы здесь зависли. Думаю, что покинули мы это место во многом благодаря тому, что вверху нас ждал водитель. Младшая дочка, правда, быстро замёрзла и они с папой ушли первыми, зато мы со старшей устроили целую фотосессию.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Великан.

Ирина

Как ни странно, обратно от Великана к развилке на два водопада мы поднялись как будто даже быстрее, чем спускались. А тропа, ведущая к Ирине, короче тропы к Великану и имеет меньший перепад высот. Ирина не такая грандиозная как Великан, но тоже впечатляет. Высота этого водопада примерно сорок метров. Своим названием водопад обязан матери альпиниста, открывшего в 2016 году пешеходные тропы к двум этим водопадам.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Ирина.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Ирина.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Ирина.

Святой

Самый доступный из трёх акармарских водопадов (GPS 42.8817969N, 41.8102572E). Этот водопад известен с советских времён, но Святым его стали называть не столь давно после обряда освящения. У подножия первого Акармарского водопада недавно вырос ресторан с верандой. Жаль, что испортили такое красивое место. Тем не менее, полюбоваться водопадом можно и сейчас, всего лишь зайдя за кафе. Высота водопада превышает тридцать метров.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Святой.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Святой.

Кстати, на чешских картах, о которых я писала в прошлой части отчёта, от Святого к Великану показана туристическая тропа, идущая вдоль русла реки Худзга. Перепад высот, судя по карте, составляет более двухсот метров при длине тропы менее трёхсот метров. Но mapy.cz почему-то отказывается проложить прямой маршрут по этой тропе. Не знаю, насколько она проходима.

Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Святой.
Абхазия. Акармарские водопады. Водопад Святой.

Когда мы вернулись наконец в Акармару, оказалось, что наша машина, за которой нам обещали присматривать, одиноко скучает на пустой площади (GPS 42.857999, 41.773071). Заплатить 200 рублей за охрану было уже некому. Рабочий день кончился и мы остались в этом городе одни. А ведь днём здесь было так многолюдно.

Абхазия. Акармарские водопады. Акармара.
Абхазия. Акармарские водопады. Акармара.
Лестница к бывшей школе
Абхазия. Акармарские водопады. Акармара.

Уезжать не хотелось, но пора уже отправляться дальше. На самом деле, в окрестностях Акармары немало интересных мест, и мы поначалу думали остановиться здесь на несколько дней, но снова решили, что вернёмся сюда в другой раз, ибо времени в этой поездке у нас было совсем мало.

Абхазия. Акармарские водопады. Акармара.

Ужинать мы поехали в единственное кафе Ткуарчала Кафе-бар Ткуарчал (ул. Нартов, 2), в котором вкусный и сытный ужин обошёлся на нас четверых в 1500 рублей. На ночь мы остановились в гостевом доме недалеко от Очамчыры Эко-дом в горах Акуаска. Гостеприимные хозяева хотели напоить нас чаем, но мы очень устали, поэтому отказались и сразу легли спать. Зато утром нас ждал вкуснейший и разнообразный завтрак, накрытый специально для нас.

На этом я заканчиваю пятую часть своего рассказа. Продолжение читайте в следующей части Пещера АбрскилаШестой день нашего семейного путешествия по Абхазии. Пещера Абрскила, Геотермальная скважина, Кындыгская крепость, Беслетский мост..

Все части фотоотчёта о нашем небольшом осеннем автопутешествии ищите здесь: Абхазия в октябреФотоотчёт о нашем небольшом семейном автопутешествии по Абхазии на осенние каникулы.

Смотрите также другие мои фотоотчёты о наших путешествиях и поездках