День 7. Киндердейк

Время поездки: 16.06.2013

На этот день в наших планах была деревня Киндердейк, но мы никак не могли решить заехать ли по пути в Роттердам, рядом с которым мы остановились на ночь в отеле Novotel Rotterdam Brainpark. В итоге мы всё-таки поехали в Роттердам взглянуть на город с башни Евромачта (Euromast).

В Роттердаме у нас возникли такие же, как в Мёйдене, проблемы с уличным паркоматом. Автомат упорно не желал принимать наши банковские карты, сколько не пытались мы его уговорить. Хорошо, что по воскресениям парковка в этом месте бесплатна до 12 дня. Сверившись с календарем и часами, которые показывали 11:30, мы пошли подниматься на башню в расчёте, что за полчаса успеем. Оказалось, этого времени для осмотра города с Евромачты вполне достаточно - мы забрали машину с парковки ровно в 12 часов. Все эти несговорчивые паркоматы напрочь отбивают желание гулять по городу, тем более крытые паркинги с нормальными автоматами, не плюющимися нашими картами, есть не везде.

Роттердам (нидерл. Rotterdam)

Роттердам является вторым по количеству жителей городом в Нидерландах после Амстердама. А ещё в Роттердаме самый большой порт в Европе, который с 1962 по 2004 год был самым крупным в мире. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к 1283 году. В 1340 году Роттердаму были дарованы права и привилегии города.

Евромачта (нидерл. Euromast)

Евромачта была построена в 1958 - 1960 годах специально для выставки цветов Флориад-1960. Первоначально башня имела высоту 101 метр, но позже над смотровой площадкой был достроен космический шпиль и Евромачта стала выше на 85 метров. В настоящее время по этому шпилю до самого верха башни поднимается панорамная кабина Евроскоп, имеющая прозрачные стены и стеклянные люки в полу. Во время подъёма кабина вращается вокруг своей оси и посетители, сидя спиной к шпилю башни, могут любоваться панорамными видами города. На высоте 185 метров Евроскоп делает остановку, отсюда открываются захватывающие виды на Роттердам.

В хорошую погоду вниз можно спуститься не на лифте, а по канатам снаружи башни! Смотрится экстремально, но наша старшая дочка очень захотела спускаться именно так. Хорошо, что несовершеннолетних туда не пускают.

Роттердам с Евромачты

Для сравнения

Мы ещё думали о водной прогулке, чтобы увидеть Роттердам не только сверху, но и с реки. Но нам больше нравятся маленькие голландские города да и после проблем с паркоматом оставаться в Роттердаме уже не так хотелось. Тем не менее мы доехали до точки, которая была указана в одном из путеводителей как место, от которого по реке отправляются экскурсионные теплоходы. Рядом как раз находился подземный паркинг, где мы без проблем оставили машину, но вот никаких причалов с речными экскурсиями мы в этом месте не нашли.

Мост Эразма (нидерл. Erasmusbrug)

Зато с той точки открывается отличный вид на один из символов города - так называемый Лебедь-мост. Вантовый мост через реку Маас (нидерл. Maas) в центре Роттердама был открыт для транспортного движения в октябре 1996 года и благодаря своей необычной конструкции и узнаваемым асимметричным очертаниям пилона стал символом Роттердама.

А на парковке прям как в музее старых автомобилей

На этом мы решили закругляться с Роттердамом и ехать дальше в деревню, знаменитую своими ветряными мельницами, которые в прошлом качали воду для осушения земель.

Киндердейк (нидерл. Kinderdijk)

Деревня Киндердейк расположена на слиянии двух рек - Лек (нидерл. Lek) и Норд (нидерл. Noord). В XVIII веке для осушения низменностей было решено использовать силу ветра, в результате чего был построен комплекс из девятнадцати ветряных мельниц, способных откачивать воду и удерживать её в бассейне на промежуточном уровне между уровнями польдеров и рекой. Однако, несмотря на принятые меры борьбы с избыточными водами, полного контроля над уровнем воды так и не удалось достигнуть. Киндердейк был не раз затоплен из-за разрушения дамб.

До наших дней хорошо сохранились все девятнадцать мельниц и сегодня Киндердейк является одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей Нидерландов. В 1997 году комплекс ветряных мельниц в Киндердейке был занесен в список всемирного наследия Юнеско. Официальный сайт Киндердейка www.kinderdijk.nl.

С голландского Kinderdijk переводится как детская дамба. Если верить легендам, после очередного наводнения в 1421 году люди увидели плывущую по воде детскую колыбельку. Когда она подплыла к берегу, оказалось, что внутри сухо и в колыбельке мирно спит младенец. В те времена системы ветряных мельниц ещё не было, для осушения польдеров были вырыты многочисленные каналы, оставшиеся и по сей день.

По Киндердейку мы гуляли до самого вечера. Старшим взяли по велосипеду напрокат, а велосипедов с детскими креслами в прокате не было, поэтому самим с младшей пришлось ходить пешком. Зато девчонки накатались вдоволь, объездили там всё вдоль и поперек.

В одной из мельниц находится музей, рассказывающий о быте жителей деревни и о том, как вся это система мельниц с каналами работала. Мельницы использовались не только для откачки воды, но и как жилые дома. Внизу мельницы располагались кухня и кровати, а наверху рабочие механизмы. Во многих мельницах Киндердейка по-прежнему живут люди.

Сегодня с осушением местности справляется построенная тут турбина. Необходимости в использовании ветряных мельниц больше нет, но все они до сих пор находятся в рабочем состоянии и некоторые мельницы иногда запускают для туристов. Жаль, нам не удалось увидеть, как работают эти мельницы. Наверняка это захватывающее зрелище.

Несмотря на обилие туристов, жизнь в деревне Киндердейк идет полным ходом. В каналах плавают утки, на пастбищах пасутся лошади, дорогу переходят наглые никого не боящиеся задиристые гуси.

Вход в мельницу с музеем, единственную, в которую пускают туристов, платный. По тому же билету можно попасть в музей, посвященный истории Киндердейка и методам защиты от наводнений и избыточных вод. В зале музея посетителям включают небольшой фильм, идущий с шести экранов, развешенных с четырёх сторон помещения и на всех экранах идет разное видео! На четырёх вертикальных экранах попеременно появляются разные люди, рассказывающие о Киндердейке, а на двух горизонтальных в это время идёт иллюстрирующее видео к рассказу, тоже на обоих экранах разное. Жаль, на русском языке нет, мы смотрели английскую версию. Кроме нас в музее никого не было.

По дороге в следующий забронированный отель мы заехали погулять и поужинать в один из самых древних голландских городов

Дордрехт (нидерл. Dordrecht)

Городские привилегии Дордрехту были предоставлены уже в 1220 году, а первое документальное упоминание о поселении в этом месте относится к 1120 году. В хрониках говорится о событиях, произошедших здесь в 1049 году. Из-за обилия каналов и своеобразной архитектуры Дордрехт часто называют маленькой Венецией. В тот воскресный летний вечер Дордрехт встретил нас пустыми улицами. По ощущениям будто мы попали в вымерший город.

Девчонок заворожила витрина одного из неработающих магазинов, за стеклом которой постоянно курсировали разные поезда по миниатюрной железной дороге.

Этот велосипед слишком долго ждал своего хозяина

Дордрехт стоит на слиянии трёх из самых значительных судоходных рек Европы - Бенеден Мерведе, Норд и Ауде-Маас. Набережная города считается одной из самых красивых в стране.

На дорогах Голландии

К позднему вечеру мы добрались до последнего места нашей ночевки в Голландии - отеля сказок Efteling Hotel. Входя в отель и правда попадаешь в сказку. Детям вручили посылки с воздушными змеями и восковыми мелками с конвертами, чтобы написать письмо и отправить со змеем в небеса. А ещё в нашем номере жили сказочные мышки. Они прятались в норках, но с ними можно было легко подружиться. Ванная комната тоже оформлена в сказочном стиле. Девчонкам особенно понравилось круглое окошко в непрозрачной перегородке душа, посмотрев в которое можно увидеть себя в зеркале напротив в короне принцессы. Дети были в восторге.

На этом я заканчиваю седьмую часть фотоотчёта о нашем 13-дневном автопутешествии в июне 2013 года. Продолжение читайте в отчёте 13 дней или путешествие 2013. День 8. Сказочная Голландия.

Все части фотоотчёта и маршрут нашего июньского автопутешествия ищите здесь: 13 дней или путешествие 2013.