Флаг Норвегии

Наше путешествие в Норвегию

Время поездки: 21.06.2009 - 9.07.2009

Я с детства люблю автопутешествия. Но идея поехать всей семьёй на машине в Норвегию принадлежала моему мужу и почему-то казалось мне малореальной. Нашим старшим детям на тот момент было почти 9 лет и почти 3 года. А младшей 20 неделек, она ещё не родилась, но уже была с нами. Маршрут разработали на этапе планирования путешествия. Апартаменты в кемпингах по маршруту забронировали сразу, также как коттедж на берегу озера, в котором провели неделю отдыха. Готовили в основном сами. В Норвегии рестораны недешёвые да и не было их в тех местах, где мы путешествовали.

День первый

Из Москвы мы выехали 21 июня в 4 утра, чтобы успеть побольше проехать, пока дети спят. Уже к 10 утра я довезла всю мою спящую компанию почти до границы с Латвией. Ехали бы и дальше, но все проснулись и захотели есть. Остановились позавтракать в придорожном кафе. Границу прошли как ни странно быстро, очереди не было.

Латвия

Как только въехали в Латвию, появились аисты. Вдоль дороги на каждой крыше, на каждом столбу и старом дереве гнезда аистов. И стаи аистов в поле.

Аисты

На дорогах Латвии

Юрмала

К четырём вечера мы добрались до забронированной нами на два дня гостиницы Dzintars Hotel в Юрмале. Заселились и пошли гулять по городу и конечно же к морю.

Отель Dzintars в Юрмале

Балтийское море - море моего детства. Моя бабушка жила в Калининграде. Очень люблю Балтику. Море было ледяным, что неудивительно. Но дети всё равно залезли в воду. День мы закончили ужином у моря в открытом кафе, вылавливая разлетающиеся от ветра салфетки.

Холодное море

На пляже

День второй

По дороге к морю застряли на детской площадке в парке. Девчонки были в восторге, уходить не желали никуда.

На детской площадке

Холодное море

Наши старшие дочки

День третий

Нам пора отправляться в дальнейший путь. У нас были куплены билеты на отходящий во второй половине дня паром из Риги в Стокгольм. Свободное время мы провели в развлекательном рижском центре Лидо. Когда пора было уходить, еле увели младшую. Она до слёз хотела остаться в волшебном месте.

В Лидо

На пароме

Вечером мы сели на паром TALLINK Romantika до Стокгольма. У нас был билет с включенным шведским столом в ресторане. Ужин нам понравился. Даже детям нашлось, что взять. После ужина прогулялись по палубам огромного парома. Прошлись по магазинам, подключились к бесплатному Wi-Fi. Дети всё свободное время отрывались в детском клубе и на детских площадках. Младшую вытащить оттуда удалось только после закрытия клуба.

В детском клубе на пароме

Наша каюта

День четвёртый

Наш паром прибыл в Стокгольм. Этот город мы решили оставить на другое путешествие. А пока мы отправились дальше в сторону Норвегии.

Стокгольм с парома

Швеция

На ночь мы остановились в шведском кемпинге Charlottenberg Camping недалеко от границы с Норвегией. Кемпинг стоит на берегу озера Бюшён (Bysjon) и имеет развитую инфраструктуру. Мы немного поплавали, после чего дети убежали играть на детские площадки. Нам очень понравилось это место. Мы даже пожалели, что у нас здесь был запланирован всего один день.

Наш домик

Озеро Бюшён

Кемпинг на берегу озера

В озере

На детской площадке

День пятый

Мы добрались до Норвегии. До страны гор и фьордов. Средняя высота Норвегии над уровнем моря составляет около пятисот метров. При этом площадь пригодной для сельского хозяйства земли составляет весьма незначительную часть всей территории.

Норвегия

Эта страна впечатляет красотой своих пейзажей, которые окружают путешественника со всех сторон, куда не кинь взор. Горы, фьорды, водопады, ледники. Можно просто фоткать всё подряд через окно автомобиля, и каждый снимок получится потрясающим.

Первая остановка

Hunderfossen familiepark

На первый день в горной Норвегии у нас был запланирован парк развлечений Hunderfossen familiepark. Популярный среди туристов и местных Хундерфоссен парк находится всего в тринадцати километрах от Лиллехаммера. Сказочный мир на территории парка был создан знаменитым режиссером Иво Каприно. Нам очень понравился этот семейный парк в горах. А дети и вовсе были в восторге.

Хундерфоссен парк

Страж парка

На ферме в Хундерфоссен парке

Аттракционы в парке

Гигантские мыльные пузыри

На раскопках в парке

Водяная мельница вырабатывает электричество

Кемпинг Blomberg

На ночь мы остановились в живописном горном местечке в кемпинге Blomberg. Благодаря горной местности, наши апартаменты, находясь на втором этаже и имея балкон с панорамным видом, со стороны входа были первым этажом. Никаких лестниц на второй этаж. Прикольно.

В кемпинге Blomberg

Во всех кемпингах, где мы были, непременно стоял батут. Нашим девчонкам так понравилось прыгать на батуте, что по возвращении в Москву, пришлось им поставить батут на даче. И ещё хочу сказать о чайниках. Об обычных чайниках для кипячения воды. Мне показался странным тот факт, что ни в одних апартаментах не было чайника. Кофеварка непременно присутствовала, а чайников не было нигде. Даже в большом коттедже, в котором мы провели неделю, не было чайника. Для меня так и осталось загадкой, как они кипяток добывают.

День шестой

Далее наш путь лежал к фьорду Гейрангер. По пути мы, заметив впечатляющее по красоте место, решили остановиться немного отдохнуть. На берегу бурлящей горной реки стоял кемпинг с вырубленным в скале бассейном. Здесь было бы здорово провести несколько дней. Правда, постоянный заглушающий всё шум воды немного напрягает.

На берегу горной реки

По дороге на Гейрангер

Трактор под горой

Фьорд Гейрангер (норв. Geirangerfjorden)

На ночь мы остановились в поселке Гейрангер, давшем название фьорду. Мы сняли апартаменты в кемпинге, стоящем на склоне горы. Отсюда открываются потрясающие виды на фьорд. Мы немного погуляли по окрестностям. Вокруг немало водопадов. Их шум был постоянно слышен в нашем маленьком домике.

Наш домик над фьордом Гейрангер

Фьорд Гейрангер с нашего балкона

Один из водопадов

День седьмой

Утро мы начали с завтрака на балконе с восхитительным видом на фьорд Гейрангер. На этот день в наших планах была водная прогулка на пароме по фьорду до посёлка Хеллесилт, стоящем на противоположном конце фьорда Гейрангер.

Завтрак с видом на фьорд

Фьорд Гейрангер представляет собой ответвление Сторфьорда. Его длина составляет пятнадцать километров, а глубина - 565 метров. В июле 2005 года фьорд Гейрангер был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Отправляемся на прогулку по фьорду

Наш паром

Одной из главных достопримечательностей фьорда являются его водопады. Наиболее известными являются водопады Семь сестёр, Фата невесты и Жених. Обрамляют фьорд Гейрангер отвесные скалы высотой чуть ли не до полутора километров.

Фьорд Гейрангер

Фата невесты

Семь сестёр

Когда тебя со всех сторон окружают невообразимые природные ландшафты, время летит неумолимо быстро. В таких местах очень хочется остановить мгновение. Паром плывёт настолько быстро, что не успеваешь рассмотреть всё, как водопад за водопадом оказываются позади.

Фьорд Гейрангер

Хеллесилт

От Хеллесилта мы поехали прямиком к коттеджу неподалеку от города Флекке (Flekke), в котором мы провели неделю отдыха в Норвегии.

И вновь в эфире рубрика «на дорогах Норвегии»

К вечеру седьмого дня мы добрались до коттеджа Holiday cottage-Flekke-N24040 (GPS 61.27116, 5.36824), забронированного нами на неделю. В наших планах был отдых на природе в уединенном месте. За неделю мы не встретили здесь ни одного человека. Хотя дом стоит недалеко от дороги, но фактически он находится на небольшом полуострове. Вокруг лишь лес да вода. Нам очень понравилось здесь отдыхать.

Наш дом

Дорога, ведущая к коттеджу и заканчивающаяся у него

Дни 8 - 13

Мы купались в озере, лакомились черникой и голубикой, растущими прямо у дома, и гуляли по окрестностям. Нам несказанно повезло с погодой, которая была солнечной и тёплой на протяжении всего нашего путешествия по Норвегии, что само по себе удивительно для этой страны, тем более в июне.

В озере

Младшая

Ягоды около нашего коттеджа

В окрестностях нашего коттеджа мы отыскали пару грохочущих водопадов, которых в Норвегии так много, что в какой-то момент перестаёшь их замечать, и несколько живописных старых каменных мостов, ведущих в «никуда».

У водопада

Один из старых мостов

Мост в никуда

Ещё один мост в никуда

На верху водопада

У подножия того же водопада

День 14

Как бы нам не хотелось остановить время, но всегда приходится возвращаться. 4 июля 2009 года мы начали обратный путь к дому. Дорога наша в этот день пролегала к одному из рукавов ледника Юстедалсбреэн.

По пути к леднику

Ледник Нигардсбреэн (норв. Nigardsbreen)

Юстедалсбреэн (норв. Jostedalsbreen) является крупнейшим ледником континентальной Европы. Его площадь равна 487 км². Протяженность ледника шестьдесят километров, а его толщина в самом широком месте составляет шестьсот метров. Ледник Юстедалсбреэн имеет около пятидесяти рукавных ледников, один из которых, Нигардсбреэн (норв. Nigardsbreen), мы и посетили. В 1991 году Юстедалсбреэн был включён в одноимённый национальный парк. Ледник поддерживается не низкими температурами, а высоким уровнем снежных осадков.

Ледник Нигардсбреэн

Ледник Нигардсбреэн медленно тает. Площадь ледника уменьшается с каждым годом. За последние двести лет язык ледника стал короче более, чем на сто метров. На месте этого сногсшибательного цвета озера не так давно лежал ледник. Интересно, как здесь всё изменится ещё через двести лет.

От парковки (GPS 61.67194, 7.23533) до языка ледника Нигардсбреэн можно дойти пешком, если хочется сэкономить. Мы решили немного сократить и разнообразить наш путь, проплыв часть маршрута на катере по озеру.

На катере по озеру ледника

Ледник Нигардсбреэн

Озеро у ледника Нигардсбреэн

От причала до подножия языка ледника нужно немного пройти. Младшая никуда идти не хотела, ей ледник не был интересен. Зато старшей прогулка очень понравилась. На сам ледник мы восходить не стали, потому что не хотелось разделяться. Маленьких детей на ледник не пускают. Мы решили оставить восхождение на ледник на другое путешествие. К слову, это возможно только с гидом, потому что ходить по ледникам в принципе опасно.

У ледника Нигардсбреэн

Вкусная ледяная вода

Честно говоря, издали ледник производит куда большее впечатление, чем у его подножия. Но оно того стоило, добраться сюда.

У подножия ледника

Мы возвращаемся

День 15

К сожалению, наше путешествие неумолимо приближалось к завершению. Практически нам оставалась лишь дорога домой. В тот день мы специально проложили наш маршрут через трассу номер 55, которая сама по себе является достопримечательностью.

Дорога Fv55

Шоссе протяженностью свыше двухсот километров соединяет муниципалитеты Лом (Lom) и Хойангер (Høyanger). По этой дороге проходит национальный туристический маршрут длиной сто восемь километров, известный как Согнефьелсвеген (Sognefjellsvegen). Национальная туристическая дорога начинается в деревне Лом (Lom), проходит по горной местности Согнефьелле (Sognefjelle) и заканчивается в деревне Гаупне (Gaupne). Дорога не только достигает наибольшей высоты в сети автомобильных дорог Норвегии, но и является самым высокогорным перевалом в Северной Европе. Её наивысшая точка Фантештайнен (Fantesteinen) находится на высоте 1434 метра над уровнем моря. Из-за большого количества снега дорога закрыта для проезда каждый год с ноября по май.

На дороге Fv55

Прибор показывает названия вершин

Даже в июне снега здесь достаточно, чтобы поиграть в снежки, или даже покататься на лыжах. Стоявшая на протяжении всего нашего отдыха солнечная тёплая погода только усиливала ощущение нереальности происходящего.

На снегу в июне

Младшая дочка

На дороге Fv55

Лыжники в июне

Июньские сугробы

Скульптура «Окно»

Снижаемся

Это был наш последний день в Норвегии. Мы обязательно ещё вернёмся в эту волшебную страну. Мы остановились отдохнуть на площадке для отдыха у дороги. Я уже говорила, что в Норвегии куда не кинь взор, непременно будешь любоваться живописными пейзажами. Это правда. Мы спустились к речке и я не пожалела, что взяла фотоаппарат.

Последняя остановка в Норвегии

Швеция

Мы отлично погуляли и отдохнули. Пока гуляли было жарко. Стояло настоящее лето, термометр в машине показывал 30°C. Ничто не предвещало изменения погоды, но как только мы сели в машину, показания термометра начали снижаться. Спустя час на табло высвечивалось всего 13°C. Честно говоря, в салоне автомобиля больше верилось в глюки измерительных приборов, чем в такое резкое похолодание. Когда снаружи зарядил дождь и мы, уже в Швеции, решили выйти из машины перекусить в ТЦ, реальность захлестнула нас по полной и нам наконец-то пригодились те самые тёплые вещи и куртки, которые мы две недели возили в багажнике просто так. К слову, местные тоже были застигнуты врасплох. У них и курток в багажнике не было, бегом бежали от парковки до ТЦ.

День 16

Мы долго ехали под дождём по Швеции. В наших планах было остановиться в шведском кемпинге Årjäng Camping на пару дней. Хотелось провести время на берегу озера, отдохнуть и поплавать. Но кардинально изменившаяся погода вмешалась в наши планы и мы решили отменить бронь в кемпинге. В итоге заночевали в кемпинге Fyrishov Stugby och Camping в городе Упсала (швед. Uppsala). Он лежал прямо на нашем пути, а в такую погоду хотелось побыстрее домой. Вечером дождь затих и немного потеплело. Мы немного поиграли с детьми в минигольф.

Минигольф

День 17

В кемпинге в стоимость проживания входил билет в местный аквапарк Fyrishov, чем мы и воспользовались с утра. В аквапарке зависли часа на четыре. Дети были в восторге, конечно. Миленка оторвалась по полной, такая вся счастливая была. Спала потом в машине как убитая. Ну и Кристинка наплавалась вдоволь. Из аквапарка наш путь лежал в Стокгольм на паром до Турку. Мы планировали задержаться в Финляндии. Погулять, побывать там летом. Но передумали и из Турку сразу поехали домой. На пароме дети зависли в детском клубе до его закрытия, младшая опять со слезами уходила. А мы прогулялись по магазинчикам.

Дни 18 и 19

На пароме с нами смешной случай произошел. У нас была каюта без окна и мы не заметили, что паром прибыл в порт. Видимо, мы прибыли раньше времени, а на пароме совершенно не ощущается плывёт он или стоит. По радио что-то объявили на непонятном языке и муж решил пойти на парковку отнести вещи и проверить обстановку. Я до сих по не понимаю, как так получилось, но я отдала ему свою сумку с телефоном и документами. Мы с детьми собрались и уже минут через 10 спустились вслед за мужем вниз. А там уже ни одной машины, все уехали, и пешком выйти нельзя. Пришлось подниматься на седьмой этаж и выходить там. Хорошо документы никто проверять не стал. Вот и вышли мы в чужой стране в незнакомом городе. Без документов, без денег, без телефона. Зато с горшком. И совершенно непонятно куда идти и где встречаться. Младшая перепугалась очень: "Как же папа без нас уехал? Я хочу в машину спать!"

На трассе заночевали в мотеле Чудово. Это первый мотель, который встретился нам после Питера по пути из Финляндии пару лет назад. Останавливались в нем несколько раз и в этот раз решили не экспериментировать. Выспались и спокойно доехали до дома. Милька до сих пор вспоминает Норвегию. Всё время спрашивает, когда же мы опять поедем в Норвегию. Старшей тоже понравилось путешествие. Ей уже всё интересно, а маленькую интересовали только детские площадки. Горы, водопады, фьорды и ледники её не впечатлили совсем. Это же не детские площадки с аквапарками. Хотя, исходя из этого, мы и маршрут разрабатывали.